Для супругов Рафальских из агрогородка Бабиничи Рождество — один из самых памятных дней, праздник, от которого ведет линия судьбы протяженностью 50 лет. 7 января 1962 года они зарегистрировали брак в Наровлянском загсе на Гомельщине, а спустя несколько дней сыграли свадьбу. Правда, только в доме невесты, поскольку добраться до деревни жениха, за 30 км, было попросту невозможно — завьюжила метель, снегом замело все пути, сугробы сравнялись с крышами домов.
Лишь к следующей субботе молодожены приехали в Гажин — село, где жили родители Александра. Полсотни зим с тех пор вместе встречали и провожали Ада Алексеевна и Александр Леонидович, но самыми уникальными из них могут назвать две — первую совместную и нынешнюю, с плюсовой температурой. Такая вот полярность в погоде, но не в чувствах, их-то за полвека супруги сохранили, придав отношениям золотую огранку.
Их роман можно было назвать комсомольским. Ада всегда была активисткой в молодежных “первичках” — и в школе, и на кондитерской фабрике. На одном из пленумов Гомельского обкома ЛКСМБ ее и заприметил второй секретарь Наровлянского райкома Александр Рафальский. Продолжением их деловых и дружеских отношений стала свадьба.
Первенца назвали в честь отца. Когда Саше исполнилось полтора годика, Ада решилась поступить в Мозырское медучилище — к медицине у нее лежала душа с детства. Муж не перечил, к тому времени он уже оставил комсомольский пост и работал зоотехником в одном их хозяйств Наровлянского района. Много ли найдется таких, чтобы отпустить жену за 100 км и самому растить ребенка? Александр же ни разу не попрекнул Аду и гордился, что она получила диплом с отличием.
Молодого специалиста пациенты уважали за профессионализм, отзывчивость и чуткость. Фельдшер все выполняла четко и в срок — посещения на дому, прививки, профосмотры. Свидетельством признания ее заслуг стало присвоение звания “Отличник здравоохранения БССР”. К этому времени у Рафальских, кроме Саши, подрастали еще сын и дочка — Сергей и Марина.
В конце 70-ых семья переселилась в Довляды, куда Александра Леонидовича назначили председателем сельского Совета. Здешние места — находка для художника-пейзажиста: заливные луга, в полукилометре река Припять. В лесу полно грибов, ягод. На черноземе всякие овощи росли без теплиц, под открытым небом. Народ работящий и дружный — все делали толокой: дома строили, сено сушили, картошку сажали-копали… Привычный уклад жизни рухнул в одночасье — 26 апреля 1986 года, когда взорвался реактор на Чернобыльской АЭС. Дальше все было как в кошмарном сне — больно вспоминать. Так волею случая Рафальские в числе многих других оказались изгнанниками. Переселились на Витебщину, в д. Бабиничи. Ада Алексеевна устроилась в местную больницу, Александр Леонидович — специалистом в сельское хозяйство. Серебряную свадьбу супруги отмечали скромно, переселенцами-новоселами.
За последующую четверть века семья пополнилась тремя внучками и правнуком. Рафальские и здесь обрели друзей, снискали авторитет у односельчан. Без дела не сидят и на заслуженном отдыхе: занимаются огородом, пчеловодством. К Аде Алексеевне и теперь, случается, обращаются за медпомощью. К тому же она является старейшиной деревни.
Перелистывая страницы своей книги жизни, золотые юбиляры вычеркнули бы из нее одну главу под названием Чернобыль. Но ведь судьба не приемлет сослагательного наклонения, и они благодарны ей уже за то, что полвека назад не разминулись…

Н. РУСЛАНОВА.