IV Национальная выставка наивного искусства «Insita-2012» открыта одновременно в трех выставочных залах Витебска: Арт-центре Марка Шагала, областном краеведческом музее и областном методическом центре народного творчества (ВОМЦНТ).

В последнем представлено творчество приверженцев инсита (примитивизма) из разных уголков Придвинского края. Есть и работы художников Витебского района.
Наивный художник – самобытный автор, который сформировался сам по себе и несет своеобразную, ни на что не похожую картину мира. Даже если он делает ремейки (новые версии или интерпретации) на шедевры мировой культуры, он все равно очень своеобразен.
По словам куратора выставки кандидата искусствоведения Людмилы Вакар, для Витебска наивное искусство очень характерно, оно начало формироваться в нашем городе еще в XVIII веке с народной иконы и скульптуры.

Трогательно наивны работы Марии Киреевны Лариной (1920 г.р.), уроженки д. Зубаки. По словам искусствоведа, она была очень интересным художником. Здесь можно увидеть четыре ее работы, выполненные гуашью — «Натюрморт по мотивам Хруцкого», «Рай», «Влюбленные» и автобиографическая «Мой дом». Ларина — женщина неординарной судьбы. До войны она познакомилась с офицером, который не вернулся с полей сражений. Мария Киреевна сама построила дом, вырастила дочь. Всю жизнь прожила одна. Свои мечты о счастье она воплотила в работах: дом, залитый солнцем, гости, птицы, в причалившей лодке – пропавший муж-офицер.
Образ рая — абсолютно совершенной красоты и согласия с природой — Ларина создала в композиции «Рай».
—Это обобщенный образ Витебского Поозерья, — уверена Людмила Вакар. — Посмотрите: реки, озера, которые являются отличительной чертой нашего ландшафта.

Непростая судьба была и у второго автора — уроженца нашего района Фёдора Лазаревича Максимова 1914 г. р. По словам искусствоведа, он проживал в деревне Короли (Королево) Витебского района (до наших дней она не сохранилась). Фёдор Максимов делал скульптуры из дерева, мрамора, цемента. Семья его была пущена по миру после «раскулачивания» во время коллективизации. В годы II мировой войны семью вывозили в Германию, и поезд попал под бомбежку. Фёдор Лазаревич был угнан в Германию, а его родные вернулись назад в Витебск. После войны он вернулся на родину и был отправлен в Гулаг, где провел около 12 лет.

Желание Федора Максимова поделиться своими переживаниями нашло выход в занятиях скульптурой и живописью. Он писал великолепные драматические картины. Центральные мотивы его творчества — дом, усадьба на хуторе, семья. В экспозицию вошли его скульптуры: «Рай» (к теме рая обращаются почти все наивные художники) — ремейк на картину Альбрехта Дюрера «Адам и Ева», образец народной смеховой скульптуры «Директор и подчиненный» (сатира), великолепная мраморная скульптура «Материнство» и др.
Работы обоих авторов находятся в фондах ВОМЦНТ.

Проект «Insita-2012» объединил работы 79 художников. Помимо белорусских авторов в нем участвуют гости из Санкт-Петербурга, Литвы, Латвии. Выставка стала предисловием к торжествам, приуроченным к 125-летию Марка Шагала. Посетить ее можно до 5 мая.

Т. СОЛОВЬЁВА.