Как мы уже сообщали, более трех десятков предприятий частной и государственной форм собственности приняли участие в конкурсе «Лучший работодатель», учрежденный горисполкомом, общественной организацией «Ассоциация нанимателей и предпринимателей Витебской области и одним из Интернет-ресурсов о работе.

В одной из четырех номинаций победителем признано иностранное предприятие «ВИК — здоровье животных».
Прямо у входа на завод ветпрепаратов меня встретили два пса: один белого окраса — смелый, другой, как у Гавриила Троепольского, «черное ухо» — застенчивый. «Охранники» подозрительно, а может, презрительно осматривали меня, недовольно фыркали и, как бы показывая свои хозяйские права, демонстративно уселись прямо перед вывеской «ВИК — здоровье животных»…

— Наверное, это самые верные ваши «пациенты»? — интересуюсь у генерального директора предприятия Олега Чекункова .

— Да, люди говорят, они — ровесники предприятия. «Прописались» здесь несколько лет назад. К счастью, нужды в нашей продукции у них пока нет. У ушастых отменное здоровье, они, можно сказать, наша визитная карточка, — улыбается в ответ руководитель.

Что ж, всеобщим любимцам и вправду есть чем гордиться. В этом убедился я в конце рабочей смены, когда женщины спрашивали друг у друга: мол, где наши питомцы, оставляя кусочки котлеток со своего обеденного стола. Как-никак, а живут они под заботливым крылом победителей городского конкурса в номинации «Лучший работодатель».

Продукция витебских фармацевтов хорошо известна не только в Беларуси, но и в Российской Федерации, куда и поставляются практически все выпускаемые здесь лекарства: антибактериальные, антипаразитарные и другие ветпрепараты широкого спектра действия. Многие из них уже имеют сертификаты соответствия. А в целом качество разработанных и произведенных лекарственных средств соответствует сертификату ISO 9001- 2001, что помогает продвигать продукцию на зарубежном рынке. В позапрошлом году предприятие подтвердило свои притязания на стандарт GMP (надлежащая производственная практика) — это высший международный стандарт на территории стран СНГ.

О вопросах, касающихся производства и реализации ветеринарных препаратов в нашей стране, и о своем предприятии мне рассказал генеральный директор иностранного предприятия российской группы компаний «ВИК» —  «ВИК-здоровье животных» Олег Чекунков:

— За последние годы группой компаний «ВИК» создан широкий спектр препаратов, производимых как по собственным технологиям, так и в кооперации с крупными международными фармацевтическими компаниями. Так, в номенклатуру «ВИК» входят ветеринарные и биопрепараты, инструменты и оборудование, кормовые добавки и компоненты комбикормов.

— Олег Федорович, расскажите о своем предприятии. Как оно создавалось?

— Группа компаний «ВИК» имеет разветвленную сеть дистрибьюторов в России. В 2000 году «ВИК-здоровье животных» решило наладить свое производство в свободной экономической зоне «Витебск» — создать экспортоориентированное предприятие.  Это было нелегко, по признаниям моих предшественников. Им пришлось досконально изучать правовую базу и условия работы в СЭЗ «Витебск», механизм регистрации НТД, таможенное законодательство и другие правовые аспекты хозяйственной деятельности. В Беларуси это основное условие перспектив предприятия, его развития и безопасности. Первую партию продукции получили в конце 2002 года. Серийный выпуск начали только во второй половине 2003-го. В 2004 году провели еще одну модернизацию производства. Являясь филиалом иностранного предприятия, витебский «ВИК — здоровье животных» сейчас производит 25 — 40 тонн лекарств в год, экспорт которых в минувшем году принес около 14 миллионов долларов США, что на треть больше, чем в 2011-м году. В бюджет уплачено почти 6 миллиардов 700 миллионов рублей налогов. Но это далеко не предел. Сегодня на утверждении фармсовета в Министерстве сельского хозяйства находятся еще пара-тройка новых препаратов. Уже к лету объемы и ассортимент выпускаемой продукции будут значительно увеличены…

— Как вам кажется, вашим коллегам и, может быть, конкурентам, работающим на белорусском рынке, без такой поддержки извне, как у вас, сложнее?

— Мы экспортируем свою продукцию в Российскую Федерацию на основе договоров о поставках, которые заключаются в начале года и предусматривают объем продукции в ассортименте. Чтобы возить ветеринарную продукцию в Россию, надо иметь соответствующую лицензию Министерства экономики и развития России (насколько мне известно, из существующих в Беларуси фирм ее имеем только мы), а также регистрацию на право применения ее на территории России. В нашей стране тоже есть сильные производственные коммерческие предприятия. Думаю, что им сложнее официально выходить на российский рынок. Как они это делают и делают ли это вообще, мне тяжело сказать. По сравнению с другими, наш завод, как резидент СЭЗ, имеет ряд льгот по уплате таможенных сборов и налогообложению прибыли. Поэтому себестоимость нашей продукции несколько ниже, чем у иных. Однако в соответствии с белорусским законодательством, если продукция реализуется на внутреннем рынке и не включена в импортозамещающую программу, то на территории Беларуси она реализуется на общих условиях. Объем производства у нас вырос в прошлом году на 80,6 процента и составил около 116 миллиардов рублей. Объем отгрузок готовой продукции увеличился на 28,3 процента, а в Беларуси подрос более чем в полтора раза. Поэтому удвоилась и выручка от реализации продукции, почти в два раза увеличилась и прибыль от реализации. Чистая прибыль превысила 32,2 миллиарда рублей.

— Почему вы отдаете предпочтение российскому рынку?

— Во-первых, в результате глубокого изучения вопроса выхода на рынок Беларуси мы пришли к выводу, что ассортимент в 14 препаратов (наша производственная гамма) недостаточен для полного удовлетворения сегодняшнего потребителя.

То, что сейчас нужно ветеринарному специалисту, на производстве исчисляется, минимум, 50 — 60 наименованиями. Из этого вытекает, что к нашей продукции надо закупать дополнительно ассортиментные товары и постоянно этот перечень поддерживать. А это — дополнительные складские помещения, которых у нас нет, персонал, средства транспортировки, региональные представительства и т.д.

Во-вторых, по условиям СЭЗ мы — экспортоориентированное предприятие и можем получить льготы только при вывозе своей продукции за рубеж. Тем более, что политика и требование руководства страны — максимально увеличивать экспорт. В-третьих, 3-летний опыт нашего предприятия по реализации своей продукции белорусским потребителям говорит о сложности получения оплаты за поставку. Мы готовы оговаривать отсрочки платежей, но не на полгода, а тем более, не на большие сроки.

— Госпрограмма призвана увеличить количество производимых в Беларуси препаратов и нацелена на импортозамещение. По идее, это должно как-то изменить ситуацию на рынке?

— Если она будет реализована, то фармацевтическое и биопроизводство ветеринарных препаратов поднимется на более высокий уровень. Затраты на модернизацию и предполагаемые инвестиции в эту сферу не должны пройти бесследно. Главное заключается в том, как этим моментом распорядятся исполнители…

— Чем занимается ваше предприятие сейчас, какие планы на будущее?

— Мы наметили модернизацию под приличные инвестиции, будут новые рабочие места, объемы производства и увеличение экспорта. Реконструкция и приобретение современного оборудования потребуют инвестиций. Но эти затраты быстро окупятся — Россия готова брать нашу продукцию, используемую в животноводстве, птицеводстве, а также для лечения домашних любимцев. Тем более что ее качественные характеристики соответствуют требованиям мировых стандартов.

В то же время производители такого рода продукции говорят о том, что проблема не только в отсутствии товаров, а в нехватке денег у покупателей. В последнее время участились случаи несвоевременного возврата выручки за поставленные ветеринарные препараты со стороны сельхозпредприятий. Входим в положение, продлеваем сроки оплаты, с особо злостными неплательщиками разбираемся в судебном порядке. Время диктует нашу жесткую позицию: произвел товар — продай, получи деньги, не проедай их, распорядись ими разумно, реинвестируй в модернизацию производства, увеличивай производство продукции, продавай… и дальше по кругу. Если так будут работать все, система не даст сбоев и будет работать как швейцарские часы…

—Жаль, конечно, но вот сюда, в святая святых, вход строго воспрещен, впрочем, и я стараюсь тут реже бывать — признается Олег Федорович. Люди, работающие за стеклянной стеной в синей спецодежде и масках, чем-то похожи на марсиан. Здесь прямо из-под пресса бежит по конвейеру россыпь продолговатых пилюль, там идет их фасовка в кармашки из фольги, которые затем запаивают.

В следующем помещении — желтоватый порошок упаковывают в большие целлофановые мешки. В такой таре поставляют лекарства на крупные животноводческие комплексы, где нет смысла возиться с маленькими объемами.

— Предприятие работает в три смены, — объясняет генеральный директор Олег Чекунков. — Две — производственные, третья — дезинфекция. С двенадцати ночи и до восьми утра последняя смена проводит уборку цехов, стерилизацию оборудования, дезинфекцию помещений ультрафиолетовыми лампами.

Тщательнейшее соблюдение всех требований очень важно для того, чтобы в будущем лекарство не нанесло организму животного  вреда. Именно с этой целью у нас действует строгая система контроля качества компонентов для производства и уже готового препарата, исключающая даже малейшую вероятность каких-либо сбоев…

Кстати, гарантию качества дает и кадровый состав предприятия. На небольшом заводе  нет случайных людей,  здесь работают исключительно профессионалы высочайшего класса. Их 130 человек. Средний возраст персонала — около тридцати лет. В основном это выпускники Витебской академии ветеринарной медицины.
Не зря хвостатые охранники у входа так прикипели к новому месту обитания, что все годы верно несут службу у ворот, не соблазняясь никакими прелестями вольной жизни. Знают, видимо, хитрюги, что более надежного и безопасного приюта в случае болезни и старости им не найти…

Владимир Ивашкевич.