К каким изменениям в сфере образования приведет сотрудничество Витебского района и Даугавпилсского края?

Актуально Образование По поводу

В декабре минувшего года  более 20 лучших образовательных проектов были представлены на районном форуме инновационного движения «Фейерверк идей», который прошел на базе Кировской школы.

Новаторские идеи, эксперименты в учреждениях образования — весьма актуальное направление работы на современном этапе развития педагогической науки. Об этом свидетельствуют инновационные проекты, которые уже прошли процесс от разработки до воплощения в жизнь.

Все инновационные проекты можно разделить на несколько групп. В основе первых лежит сотрудничество с высшими учебными заведениями, вторых — с соседними государствами. К третьей группе относятся новаторские проекты республиканского и областного уровня, так называемые внутренние. На сегодняшний день в районе действуют шесть таковых инновационных площадок (1 — республиканского и 5 областного уровней).

В минувшем учебном году заключены договоры о сотрудничестве между Академией при Президенте Республики Беларусь, райотделом образования и пятью учреждениями образования района (Новкинская, Мазоловская, Кировская, Должанская школы и гимназия № 1). В апреле прошлого года представителями Академии было проведено первое занятие для учащихся 10-11 классов.

—Нынче планируется заключение договора о сотрудничестве с Парком высоких технологий по формированию у школьников новых компетенций в использовании инновационных интернет возможностей, создании новой электронной среды обучения, организации учебных курсов-тренингов для руководителей учреждений образования и педагогов. Девиз данного проекта: «Каждый белорусский школьник имеет право на образование, достойное ХХI века и доступ к образовательным технологиям ХХI века», — подчеркивает заведующая методическим кабинетом райотдела образования Ирина Чумакова.

Новкинской школе 20 лет. Все  эти годы она лелеяла мечту об астрономическом комплексе. К этой идее присоединился ВГУ им. П.М. Машерова в лице Владимира Голубева и Иллариона Галузо. Вместе со школьниками и педагогами они создали механическую модель планетария. Инновационным направлением в работе стала возможность участия и получения гранта Евросоюза в размере 56 тыс. евро для  школы в рамках Трансграничного сотрудничества «Латвия—Литва—Беларусь» в реализации проекта «Расширение потенциальных возможностей в сфере образования путем создания двустороннего сотрудничества Земгале—Новка». На минувшей неделе Новку посетила делегация Земгальской школы Даугавпилсского края (Латвия) во главе с руководителем проекта директором латвийского учреждения образования Александром Петкевичем.

—Это первый инвестиционный проект в сфере образования на Витебщине. В декабре минувшего года началась реализация данного проекта, — делится новостью начальник отдела образования райисполкома Ольга Рязанова. — Благодаря начатому сотрудничеству и достигнутым договоренностям между Земгальской и Новкинской школами будет организован обмен опытом  по обучению астрономии и профессиональной подготовке учеников. Приобретено необходимое оборудование для школьного планетария и построена площадка для астрономического телескопа. Проект предусматривает организацию лагерей как в Земгале, так и в Новкинской школе, семинары и мастер-классы по астрономии и профессиональному обучению, культурно-образовательные мероприятия.

Директор Новкинской школы Ольга Трубловская заключает, что реализация двустороннего сотрудничества позволит укрепить материально-техническую базу учреждения образования и повысить уровень знаний учащихся по астрономии. Расширение потенциальных возможностей в сфере образования носит перспективный характер и не имеет границ.

Нынешний визит латвийских коллег в Витебский район — это первое заседание Мониторингового комитета и Комитета по управлению проектом. Во время встречи педагоги рассмотрели основные направления реализации данного проекта, согласовали план проведения мероприятий в рамках двустороннего сотрудничества.

Это не первый опыт коллектива в привлечении инвестиций в образовательный процесс, подчеркивает директор Новкинской школы. В 2011-ом году учреждение образования участвовало в реализации инвестиционного проекта «Молодежные команды в Беларуси: заботимся о сохранении климата». Проект «Здоровая молодежь — главное условие устойчивого развития общества. Организация фитобара» воплощен в жизнь Новкинской школой за счет европейского гранта в 3 тыс. евро.

В прошедшем учебном году еще одним инновационным направлением в работе учреждения образования стало открытие на его базе первого в районе ресурсного центра «Образование через устойчивое развитие», в работу которого включены пять школ района. На основании договора с ВГУ им. П.М. Машерова открыты два учебно-научно-консультационных центра: в гимназии № 1 по организации углубленного изучения предметов гуманитарного цикла, в Новкинской школе — точных наук, в частности, физики. Занятия проводят преподаватели вузов, в том числе, используя дистанционные методы обучения.

—Данные центры позволят активнее использовать опыт преподавателей ВГУ им. П.М. Машерова в организации учебной деятельности, внедрении передового современного опыта в практику работы школ, — убеждена Ольга Рязанова.
Планируется, что в Год бережливости в гимназии №1 будут установлены энергосберегающие светильники. В минувшем учебном году она приняла участие в республиканском проекте по энергосбережению и получила грант в размере 160 млн. рублей. Денежные средства были направлены на приобретение уличных энергосберегающих светильников. Должанская школа включилась в реализацию областного экологического проекта и получила грант в размере 14,5 млн. рублей от Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.

По словам Ирины Чумаковой, опыт данных учреждений образования по развитию инициатив, внедрению инновационных проектов в учебный процесс  следует взять на вооружение всем руководителям школ. Качество образовательных услуг напрямую зависит от творческого мышления педагогов и инициативы на местах, включения лучшего опыта в практику работы, убеждена заведующая методическим кабинетом.
В 2012-2013 учебном году учреждения образования должны реализовать свой «бренд» в инновационной образовательной политике государства. В ноябре прошлого года в школах  состоялась Неделя инновационного движения, а уже спустя месяц творческой группой педагогов района была предложена идея проведения конкурса-презентации лучших новаторских идей. Учителями Вымнянского детского сада—средней школы Вячеславом и Татьяной Морозовыми разработан и реализуется проект «Ценою жизни» по поиску имен погибших героев. На территории Мазоловской школы и агрогородка в ближайшем времени могут появиться «Парк выпускников» и «Пионерская комната  под открытым небом». Подобный проект по благоустройству разработан Светланой Еленской и Галиной Кириловой. В течение ближайших пяти лет на территории Замосточского детского сада—средней школы зацветет яблоневый сад и вспыхнут персидским ковром многочисленные клумбы и палисадники, оформится уголок народных ремесел под открытым небом.

Разработчиками проекта «Школьный агроленд», в котором все будет сделано руками педагогов и учащихся, выступили Наталья Чепурненко и Татьяна Данич. Создание интерактивного музея, организация дней самообучения (вместо дней самоуправления), внедрение авторских программ кружков и факультативов по гражданско-патриотическому воспитанию — то, чем заняты сегодня педагоги Запольского детского сада — средней школы Людмила Федорова и Ирина Хотейкина в рамках проекта  «Школа наследия». Коллектив Летчанской базовой школы работает над реализацией проекта восстановления ботанического сада ученого-ботаника В.В. Адамова.

Татьяна Диканова.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.