Жанна Гончарова

За 2013 год в райисполком поступило 844 обращения, что составляет 86% к уровню предыдущего года. Меньше на 23% (122 обращения) направлено в райисполком из вышестоящих органов: Администрации Президента, Комитета госконтроля, Витебского облисполкома. Это свидетельствует о принимаемых организационных и практических мерах по решению социально значимых проблем населения. Проанализировать динамику и характер обращений мы попросили управляющего делами райисполкома Жанну Гончарову.

—Жанна Яцковна, индикатором того, как органы власти первичного уровня решают проблемы людей, отчасти являются обращения граждан. Какова их прошлогодняя география?

—Наибольшее количество обращений в вышестоящие органы поступает от граждан из-за пределов района. Из наших жителей чаще других жалуются в вышестоящие инстанции из Октябрьского и Новкинского сельсоветов — по 14 обращений, что говорит о недостаточном уровне рассмотрения поднимаемых вопросов на местах в сельисполкомах. Из этих сельсоветов в прошлом году поступило наибольшее количество обращений — соответственно 101 и 91 — и в райисполком. 80 обращений у нас зарегистрировано из Мазоловского сельсовета. В три раза возросло число жалоб от жителей Яновичского, в два раза — Запольского сельсоветов. Вместе с тем общее количество обращений в сельисполкомы ежегодно снижается. Почему? Очевидно, недостаточно ответственно относятся руководители на местах к разрешению злободневных проблем. К сожалению, не исключены факты формализма и волокиты, нарушений законодательства об обращениях граждан и юридических лиц.

—Например…

—Не дождавшись помощи от местного сельисполкома, жители ул. Дальняя в д. Белыновичи в октябре 2012 г. направили коллективное обращение в райисполком с просьбой отремонтировать дорогу. Дважды они получали ответы, где срок ремонта конкретизировался — 3-4 квартал 2013 года, однако не был соблюден. Распоряжением председателя райисполкома за нарушение сроков исполнения работ, указанных в ответе, председателю Бабиничского сельисполкома был объявлен выговор. С апреля 2011 г. на контроле в райисполкоме находится обращение гражданки Гулер о проведении капремонта жилого дома № 5/17 по ул. Мира в д. Подберезье. Без малого три года длилась переписка с заявителем по данному вопросу. За это время в райисполком обратились и другие жильцы указанного дома.

Примером необоснованного переноса сроков выполнения работ является переписка УП ЖКХ “Витрайкомхоз” с гражданкой Синкевич по вопросу ремонта дороги по ул. Солнечная в д. Андроновичи.

Только в прошлом году УП ЖКХ “Витрайкомхоз” решен вопрос о водоснабжении д. Праники, а тянулся он с августа 2011 года. За несколько лет переписки предприятием было направлено 12 ответов с переносами сроков  в то время, когда требовалось всего лишь обустроить общественный шахтный колодец и подтвердить пригодность к использованию питьевой воды.

—Много ли обращений находится на длительном контроле в райисполкоме?

—Всего на контроле в райисполкоме находятся 124 обращения граждан. Из них с 2010 года — 6, с 2011 г. — 5, с 2012 г. — 20.  Порядка 30 обращений на длительном контроле по вопросам строительства инженерно-транспортной инфраструктуры к строящимся жилым домам в аг. Новка, д. Подберезье, п. Витьба и в других населенных пунктах. 16 человек ждут положительного разрешения вопроса о приватизации жилья. Конечно, чтобы изготовить правоустанавливающие документы на жилые дома и земельные участки граждан требуются денежные средства. Людям нужно это тактично, доходчиво объяснять, чтобы они адекватно воспринимали ситуацию и не чувствовали себя обиженными.

—Жанна Яцковна, какие проблемы в числе злободневных?

—Согласно анализу устных и письменных обращений увеличилось количество до 43 процентов от общего числа по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, на телефон «горячей линии» райисполкома по этой тематике поступило 175 обращений, в ходе проведения прямых линий председателем райисполкома и его заместителями — 131.

По вопросам водоснабжения обратились 78 человек. Все вопросы данной тематики решены, за исключением четырех обращений.

О ремонте жилфонда хлопотали 72 человека. Увеличилось число обращений по вопросам здравоохранения, образования и науки, жилищного законодательства, агропромышленного комплекса.

Невысоким остается процент обращений по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; труда, занятости и соцзащиты. На 10% уменьшилось число жалоб по вопросам дорожного хозяйства. В настоящее время на контроле в райисполкоме находится 21 обращение по вопросам содержания дорог в населенных пунктах и ремонту подъездных путей к ним.

—При современных информационных технологиях не разучились люди писать коллективные письма? Как активно для своих обращений используют электронную почту?

—На ее адрес поступило 43 обращения — 5% от общего количества. Что касается коллективных обращений, их в прошлом году поступило 74, с подписями 30 и более граждан — 18. Они рассмотрены комиссионно, с выездом на место и встречей с заявителями.

—Многие проблемы, наверняка, разрешаются посредством личных приемов граждан руководством райисполкома, прямых линий?

—Личными приемами, которых было проведено 95, воспользовались 196 граждан и юридических лиц. Из них председатель райисполкома на 25 личных приемах принял 105 граждан и юрлиц. Все поступившие обращения взяты на контроль для дальнейшего разрешения.

Проведено 49 прямых линий, на которые позвонили 192 человека. На все обращения заявителей даются письменные ответы в установленном законодательством порядке. С целью оказания содействия в решении проблем, не терпящих отлагательства, в райисполкоме работает «горячая линия». На нее поступило 230 звонков, в основном касающихся вопросов водоснабжения, отопления, расчистки дорог от снега.

—Состояние работы с обращениями граждан постоянно находится в поле зрения райисполкома.

—В прошлом году этот вопрос дважды был рассмотрен на заседании райисполкома. Ежеквартально он анализируется на совещаниях у председателя с приглашением руководителей структурных подразделений, районных служб, председателей сельисполкомов.

Со специалистами структурных подразделений, отвечающими за работу  с обращениями граждан и административные процедуры, систематически проводятся учеба, семинары.

—Жанна Яцковна, не секрет, что в работе с обращениями граждан допускаются нарушения. Порой должностные лица не исполняют своих обещаний, нарушают сроки решения вопроса. Не исключены факты грубости и нетактичного поведения. Какие за этим следуют меры взыскания?

—В соответствии с распоряжением председателя райисполкома изучена организация работы с обращениями граждан и юридических лиц в 27 структурных подразделениях, сельисполкомах и подчиненных организациях. Установлены нарушения в Бабиничском, Мазоловском сельисполкомах, землеустроительной службе, отделе жилищно-коммунального хозяйства.

По выявленным случаям нарушений законодательства об обращениях граждан привлечены к дисциплинарной ответственности 36 должностных лиц. Работники, осуществляющие работу с гражданами, предупреждены о строгой дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности, в случае проявления безответственного, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к людям.

Распоряжением председателя райисполкома утверждено положение об общественной комиссии по этике. Требование одно:  внимательно относиться к каждому гражданину, обратившемуся с просьбой, так сказать, «примерить» чужую проблему. Если по какой-то причине вопрос нельзя разрешить в ближайшее время или он идет вразрез с законодательством, нужно доступно объяснить ситуацию, не давая пустых обещаний.

Нина Столяренко.