В районе подвели итоги государственного технического осмотра сельскохозяйственной техники. Несмотря на то, что во многих предприятиях трактористами-машинистами и инженерными службами проведена большая работа по ее ремонту, а также подготовке навесного и прицепного оборудования к выходу в поле, не все хозяйства сдали экзамен на «отлично».

инженер по эксплуатации машинно-тракторного парка отделения «Тарасенки» бройлерной птицефабрики Александр Морозов демонстрирует Алексею Кузьмину готовность техники

Инженер по эксплуатации машинно-тракторного парка отделения «Тарасенки» бройлерной птицефабрики А. Морозов и старший госавтоинспектор ОГАИ Витебского РОВД А. Кузьмин

Земледельцы заранее знали свои объемы и сроки — до 1 марта завершить ремонт техники, которая должна участвовать в проведении весенних полевых работ, а через месяц — кормоуборочных комбайнов и всех остальных машин. Потому как после посевной сразу же начнется заготовка кормов, значит, механизаторам придется пересаживаться с одного вида техники на другой.

Первыми комиссию, состоящую из специалистов Гостехнадзора, сотрудников Госавтоинспекции, встретили в СХП «Мазоловогаз» и КФХ «Вармас». Как оказалось, эти хозяйства задали тон проверке технического состояния транспортных средств на предмет соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении.

Допуск предваряла сверка документов, наличие страхового свидетельства, проверка удостоверения тракториста-машиниста на соответствие разрешенной категории. Что касается последней, то по отдельным организациям у главного специалиста районной инспекции государственного технического надзора — главного государственного инженера-инспектора Гостехнадзора района Андрея Барилко все же возникли вопросы. В частности, в некоторых хозяйствах механизаторы не имели разрешенной категории для работы на определенном виде техники. Последней «в бумажное дело» прилагалась медицинская справка о годности к управлению механическим транспортным средством.

После этого экзамен держала техника. Исправность рулевого управления, тормозной системы, световой сигнализации… Ничего не ускользнуло от зоркого глаза проверяющих. Главный инженер-инспектор Гостехнадзора района Николай Короткевич, как пример приводит ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика».

Стройной колонной выстроились в ряд тракторы, посевные агрегаты и другая сельхозтехника. Свежепокрашенная,  обновленная — как на такой рекорды не ставить, в один голос заметили земледельцы, которые очень серьезно отнеслись к техосмотру. Оттого и высокая оценка готовности заслуженная. Находящаяся на балансе сельхозотделений птицефабрики техника, а это 51 единица, в том числе энергонасыщенная, на которую ложится основная нагрузка, прицепы и погрузчики всех марок,  практически полностью была представлена на техосмотр.

Старший госавтоинспектор ОГАИ Витебского РОВД Алексей Кузьмин особое внимание акцентировал на степени заметности сельхозтехники для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Такой эффект, как известно, достигается благодаря исправности всех предусмотренных конструкцией транспортного средства световых приборов и обладающих таким свойством лаком. Об этом сотрудники напомнили в феврале, выдавая предписания. Однако, как показал мониторинг, не все уложились в отведенный срок — до 15 марта.

Алексей Кузьмин напомнил механизаторам об ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, подкрепив свои доводы печальной статистикой дорожно-транспортного травматизма на гостранспорте. Насколько усвоили профилактический урок водители, покажут рейды по пресечению фактов управления транспортом в нетрезвом состоянии.

Высокий уровень готовности был отмечен в унитарном предприятии «ЧЕСС-Бел-агро». Отметил Андрей Барилко и подготовку к техосмотру КУСХП «Пестуница», которое, несмотря на слабое материальное положение и отсутствие главного инженера, на общем фоне выглядело достойно, чего нельзя сказать про КУСХП «Вымно». Сдало позиции ОАО «Возрождение», где было представлено на техосмотр чуть более половины машинно-тракторного парка, и та не вся получила допуск. Однако вскоре хозяйство исправило ситуацию, пройдя его повторно и получив заветную отметку.

—Основные недочеты касались неисправности электрооборудования и рулевого управления на тракторах. В связи с тяжелым материальным положением отдельных организаций, вопрос возник и с шинами, большинство которых с повышенным износом. Правда, помогла подправить ситуацию отсрочка платежей, благодаря чему технику «обули» в новую резину, — замечает Андрей Барилко.

Практически повсеместно ремонт сельскохозяйственной техники производился своими силами.

По словам Николая Короткевича, актуален вопрос износа техники, отведенные сроки эксплуатации которой давно вышли.

—По «малым» тракторам, таким как  Беларус-82, Беларус-1221, срок службы составляет 6-7 лет. В большинстве хозяйств они выходили в разы больше. Правда, за последние два года в сельхозорганизации поступило по 22 единицы вышеупомянутых марок. Что касается энергонасыщенной техники, то первые  Беларус-3022 зарегистрированы в районе в конце 2007 года, — говорит о необходимости техпереоснащения Андрей Барилко, подчеркивая, что средств недостаточно.

Надо отметить, что организациям коммунальной формы собственности, а таковых в районе пять, повезло немногим больше. В ноябре из районного бюджета на подготовку почвообрабатывающей и посевной техники (плуги, культиваторы, посевные агрегаты) КУСХП «Задубровье», «Вымно», «Пестуница», «Экспериментальная база «Тулово» и «Экспериментальная база имени Шмырева» было выделено свыше 800 миллионов рублей.

«Все упирается в деньги», как заученную фразу повторяют руководители при получении на руки предписаний по устранению нарушений, которые были выявлены в результате техосмотра. За неисполнение предусмотрена административная ответственность по ст. 23.1 КоАП Республики Беларусь. Какова она в денежном выражении, счет выставит суд. В минувшем году за выпуск на линию незарегистрированной сельхозтехники были вынуждены заплатить инженеры ОАО «Рудаково» и ГЛХУ «Суражский лесхоз», за несвоевременную регистрацию — инженер ОАО «Витебский райагросервис». Среди нарушений, как уверяют специалисты, есть и те, что не требуют средств, а скорее говорят об ответственном, принципиальном и хозяйском подходе к делу, в первую очередь, руководителей и инженерной службы сельхозорганизаций.

Татьяна Диканова.
Фото автора.