Выпивающие родители, голодные и чумазые дети, грязь и беспорядок в домах… Зачастую именно такую картину приходится наблюдать всем заинтересованным службам, которые борются за спокойную и безопасную жизнь ребятишек. Как проводят вечера горе-родители, чем занимаются дети, что кушают и в каких условиях проживают? Чтобы выяснить это, вместе с представителями инспекции по делам несовершеннолетних Витебского РОВД, РОЧС и райотдела образования, спорта и туризма в рамках акции «Семья без насилия» отправилась в рейд и наш корреспондент.

В. Ханевская беседует с семьей из Вымно

В. Ханевская беседует с семьей из Вымно

Променять ребенка на бутылку?

Звучит дико. Но, к сожалению, это реальная проблема многих семьей, которые находятся в зоне риска — социально опасном положении. Участники этого рейда знают печальные истории своих подопечных наизусть… Акция «Семья без насилия» проводится еженедельно. Да и кроме нее, педагоги и милиция посещают неблагонадежные семьи регулярно. Они наведываются в самые глухие закоулки, стучат в окна, когда не открывают двери, обращаются за информацией к соседям, звонят по телефонам родственникам непутевых родителей. Поэтому «нежданные гости» уже никого не застают врасплох — в дом комиссию впускают беспрепятственно. Единственный обнадеживающий момент — увещевания и обстоятельные беседы с родителями, которым приходится напоминать об отцовском и материнском долге, все же приносят ощутимую пользу. Благодаря постоянным визитам субъектов профилактики многие родители начинают контролировать себя, и ситуация в семьях меняется в лучшую сторону.

Статистика такова: в нашем районе 201 ребенок из 117 семей находится в социально опасном положении. Но вообще, отношение к такой категории — не приговор, уверена методист РООСиТ Екатерина Кривко. Родителям достаточно учесть все замечания со стороны заинтересованных ведомств и выполнить все пункты плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, направленные на устранение причин неблагополучия. Если проводимая работа не дает положительных результатов, то временное отобрание из семьи (признание детей, нуждающимися в государственной защите) — последняя точка воспитательной работы. Ставится она тогда, когда оставлять ребенка в семье опасно для его жизни и здоровья.

Случаи, конечно, бывают разные. Направляясь по первому из запланированных адресов «тревоги», Екатерина Леокадьевна отметила, что если родители злоупотребляют алкогольными напитками, ведут аморальный образ жизни, уклоняются от своих обязанностей, их ребенка отправляют в приют. Так, за шесть месяцев текущего года из 7 семей были изъяты 11 детей.

— Чтобы вернуть свое чадо, родители должны изменить привычный режим: пройти лечение от алкогольной зависимости, вести здоровый образ жизни, создать условия для комфортного проживания, устроиться на работу и возмещать средства на их содержание, т.е. в семье должна наблюдаться длительная положительная динамика. А есть и те, кто сразу осознает последствия минутной слабости, — рассказывает Екатерина Кривко. — Эти родители часто приходят к нам и рассказывают о каждом своем шаге. Мы видим, что они хотят исправиться, выполняют все наши советы и рекомендации. А другие, наоборот, продолжают «отдыхать» с друзьями, не вспоминая о том, что в соседней комнате сидит ненакормленное чадо.

Д. Кудрявцев проверяет исправность пожароизвещателя

В этот раз нам предстояло побывать в семьях, где дети находятся в социально опасном положении, где «проклевываются» признаки неблагополучия. По дороге инспектор инспекции надзора и профилактики РОЧС Дмитрий Кудрявцев пояснил, что когда родители злоупотребляют спиртными напитками, а дети предоставлены сами себе, в домах значительно возрастает риск возникновения пожара. По словам Дмитрия Михайловича, нарушения правил пожарной безопасности могут стать причиной трагедии, поэтому необходимо работать на упреждение и выявлять заранее очаги опасности, ведь огонь беспощаден и непредсказуем.

«Завязали»

У комиссии возникла необходимость навестить некогда «отличившихся» Татьяну и ее гражданского мужа Виталия из д. Войтово, убедиться в каких бытовых условиях растет их трехмесячный ребенок. Женщина не скрывает, что причина всех ее бед в том, что она не смогла когда-то сказать «нет» веселой компании, и, как призналась, «завязала» с пагубной привычкой. Ее свекровь подтвердила, что невестка нашла в себе силы расстаться с рюмкой. Строгий «алкогольный контроль» каждый день проходит и ее сын. Полки на кухне не пустуют — там находится элементарный запас продуктов и детские смеси для грудного чада.

— Эта семья пытается встать на путь исправления, — говорит инспектор ИДН РОВД Вероника Ханевская. — Радует, когда ситуация сдвигается с мертвой точки, и главное, не дать переступить опасную черту.

Второй в «послужном списке» рейдовой группы оказалась семья из аг. Вымно. Хотя обстановка в доме Светланы и Андрея была скромной, хозяева не стеснялись показывать спальные места пятилетнего Стаса и годовалого Толика, кухню и др.  Да и стесняться, собственно, было нечего. Сейчас жизнь налаживается, и родители сделали выбор в пользу детей. А присоединила к СОПовскому «коллективу» хмельная тропа.  Раньше периодически срывались и «глушили» свои проблемы рюмками. Зная, чем это чревато, стараются воздерживаться от спиртного. Поскольку Светлана находится в отпуске по уходу за ребенком, семья живет за счет детского пособия. С помощью случайных заработков немного наскрести на хлеб помогает и глава семейства. Он ранее имел проблемы с законом и не так давно вернулся из мест не столь отдаленных. На просьбу инспектора ИДН предъявить паспорт Андрей ответил, что из-за периодических ходок за решетку не мог надлежащим образом оформить бумаги. Он пояснил, что собрал все необходимые документы и уже настроен окончательно решить этот вопрос.

За воротами дома очередных подучетных из д. Слобода рейдовую группу лаем встретил огромный пес, но по команде хозяев уступил нам дорогу. За дверями ожидала приятная картина: детишки — четырехлетний  Руслан и годовалый Матвей — чистые и сытые, в комнатах порядок. Даже подумалось: не ошиблись ли мы адресом? Когда-то жизнь этой четы пошла по наклонной — на столе появилась бутылка. Мать семейства Юлия смогла устоять перед хмельным соблазном, а вот ее гражданскому мужу самостоятельно справиться с зависимостью трудно, поэтому  находится на специальном лечении, а это значит, что уже сделан шаг навстречу новой жизни.

Юлия рассказывает о себе Е. Кривко

Вернуть знакомый статус?

В относительном благополучии находится трехлетний Максим из д. Рыбаки. Екатерина Кривко пояснила, что его отец Дмитрий склонен к употреблению спиртных напитков, по этой причине он стал фигурантом административных правонарушений, в результате чего несовершеннолетнего признали находящимся в социально опасном положении. Осознав строгость закона, мужчина на время прекратил заглядывать на дно стакана и внушил доверие субъектам профилактики. Как награда за стабильность — снятие с учета. Однако через некоторое время рука вновь потянулась к рюмке. Такая информация не прошла мимо контролирующих ранее их семью служб. Теперь чета вновь рискует вернуть себе неблагополучный статус. Именно к ним мы нанесли визит.

Домашний «охранник» на цепи старательно нас облаивал. Хозяйка была удивлена нашему приходу. Глаза женщины выдавали: она стыдится того, что гости пришли к ней вовсе не на чашку чая. Нашу рейдовую группу заинтересовала история возвращения Дмитрия к зеленому змию. Сначала Мария путалась в своих показаниях, но, собравшись с мыслями, все же нарисовала картину произошедшего. Из ее рассказа стало понятно, что у них с мужем достаточно холодные отношения, складывалось ощущение, будто супруги и вовсе редко видятся. На вопрос о том, почему семья попала на учет, как неблагополучная, Мария пожимала плечами. В доме пусть не богато, но зато есть все самое необходимое для нормального проживания несовершеннолетнего. Комментируя ситуацию в этой семье, Вероника Ханевская отметила, что главная задача субъектов профилактики — подсказать, подействовать своими методами, чтобы «привести в чувство» мам или пап, которые пристрастились к алкоголю, защитить права ребенка, ведь дети не должны страдать из-за асоциального образа жизни родителей.

Холод материнского сердца

Из-за признаков явного неблагополучия: пыли, грязи, ободранных и обшарпанных стен, «голого» зала, беспорядка и непрекращающегося звона стаканов у Екатерины, жительницы г.п. Яновичи, изъяли двоих детей. Периодически мать дает им о себе знать — звонит, иногда навещает. Через пару месяцев на свет появится и третий ребенок. Увидев ее в положении, члены комиссии поинтересовались, что она в этот день ела. Ответом послужил пустой холодильник, который даже не был подключен к сети. «Я не могу есть, мне тяжело», — пояснила Екатерина. «Ты не можешь — ребенок хочет кушать!» — напомнили беременной женщине. Картину в ее доме усугубила пепельница с окурками — раз в день Екатерина, по ее же признанию, успокаивает себя затяжками табачного дыма…

Особенно «зацепила» жизненная ситуация семьи из д. Задетуни. Судьба Светланы, матери четверых детей, неоднократно подвергалась критике со стороны родных, близких, односельчан. Причина столь легкомысленного поведения — в бутылке. Светлана редко появляется в доме, стала  бродяжничать, и ее детей забрали в приют, с которыми даже не поддерживает контакт. Мы застали 27-летнюю женщину не дома, а когда та направилась на очередной «сэйшн» к своей подруге. Светлана убеждала в том, что уже не пьет, но ее «помятое» лицо красноречиво свидетельствовало о разгульном образе жизни. Она рассказала, что проживает на детское пособие, пыталась трудоустроиться, но работа ее надолго не удерживала.

Ранее Светлана была закодирована, но очередная доза алкоголя вернула женщину в прежнее русло, которое и разделяет с подругой. Тут-то у нашей рейдовой группы появилось желание посмотреть жилищные условия так называемой подруги. Такого поворота событий нерадивая мать явно не ожидала. Когда мы приехали по указанному адресу, хозяйка дома не совсем понимала суть происходящего. Светлана сказала, что именно эта женщина ее на время приютила. Но показания подруги слегка разошлись. Дело в том, что нерадивая мать поругалась со свекровью, поэтому та не пускает ее на порог дома. Теперь Светлане приходится ночевать где попало. А у подруги, как оказалось, она была всего пару раз.

Разбирательства продолжились в доме свекрови. Женщина устала ждать: придет или не придет ночевать невестка, и посетовала на то, что та равнодушно относится ко всем обязательствам по дому, все просьбы игнорирует. Обращаясь к Светлане, инспектор ИДН спросила: «Неужели нельзя взять тряпку, вымыть все, даже самые дешевенькие обои поклеить?» В ответ — молчание. И хорошо, если оно означало понимание всех «осечек». Вероника Ханевская и Екатерина Кривко уверены, эта женщина легко может претендовать на лишение родительских прав.

Светланина кухня

Дом изнутри рассказал о многом. Царящий беспорядок, грязь во всех комнатах, стойкий запах нечистот свидетельствовали о том, что здесь убирают редко. Тесную комнату для ребятишек и вовсе трудно было принять за жилое помещение. Но вот эта недетская тишина… То есть, пустота, восполнить которую нет надежды… Холод материнского сердца гонит отсюда прочь. И если любую грязь можно отстирать, то как очистить загубленные души детей, впитавшие в себя весь ужас окружающей действительности?
Хочется надеяться, что родители, которые стали на путь исправления, не сойдут с правильной дороги, а те, кому необходимо кардинальным образом исправить ситуацию, найдут в себе силы для положительных изменений, и дети вернутся в семьи.

О. Вебер.
Фото автора.