Вороновская средняя школа входит в сеть «Зеленых школ» Республики Беларусь. Одноименный проект на основании стратегии по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия  на 2011 — 2020 гг. реализовывался на базе этого учреждения образования на протяжении учебного года.  С его окончанием деятельность по формированию высокой экологической культуры учащихся, повышению их социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды, внедрению в практику работы школы мероприятий по сохранению биоразнообразия, энерго- и водосбережению,  обращению с отходами и другими направлениями не закончена. Она будет продолжена и в будущем.

Учащиеся школы пополняют контейнер отработанными батарейками и повторяют с Павлом Шлыком простые правила сохранения жизни всему живому

Как рассказал директор Вороновской СШ Геннадий Филиппенко, «Зеленые школы» — это комплексный образовательный проект, направленный на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, повышение уровня экологической направленности образования, информированности молодежи по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к живому.

Проект, непосредственными участниками которого являются не только учащиеся и педагоги, но и родители несовершеннолетних, представители природоохранного ведомства, местных исполнительных и распорядительных органов, предполагает создание и развитие сети «Зеленых школ» и координируется Министерством образования и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В  Вороновской школе ребята под руководством заместителя директора по учебной работе Павла Шлыка плодотворно работали по пяти направлениям.

Изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования и способов его увеличения увлекло не только мальчишек и девчонок начальных классов, но и было интересно для ребят постарше. Заинтересованность школьники проявили и в изучении направлений использования воды и структуры энергопотребления в учреждении образования и дома, а также способов сокращения их использования. В рамках мероприятий, направленных на обращение с отходами, результатом коллективного взаимодействия стало изготовление контейнера для сбора использованных батареек и аккумуляторов.

«Равный обучает равного»

В школе даже первоклассник знает, какой вред окружающей среде наносят выброшенные в мусорное ведро батарейки, оттого с завидной периодичностью пополняют контейнер.

— Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжелыми металлами территорию, в среднем, 20 квадратных метров земли. В лесной зоне это место произрастания двух деревьев, обитания двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей, —  приводит доводы семиклассница Полина Морденок и со знанием дела называет адреса ближайших пунктов сбора отработанных батареек. — В областном центре это магазины «Вулкан» по улице П. Бровки, 3а, «Евроопт» на проспекте Московском, 130.

Изучение источников образования отходов, определение способов их минимизации, переработка и вторичное использование привлекает к информационно-экологическим мероприятиям и местное население. Педагоги, мамы и папы, бабушки и дедушки являются катализаторами экологических инициатив: акции, выставки, конкурсы — все это находит воплощение в жизни. Начинания «Зеленой школы» поддерживают райком БРСМ, Витебское лесничество.

— На протяжении учебного года учащиеся принимали участие в республиканских и местных акциях  «Неделя леса», «Час Земли», «Жывая вясна», «Природа моей страны» и других. Доказали жизнеспособность своих проектов юные исследователи, завоевав семь дипломов на различного уровня научно-практических конференциях. Высоко отмечена деятельность ребят на областном этапе республиканского конкурса «Энергия и среда обитания» — диплом 3-ей степени, педагогов — на областной выставке плакатов и методического материала «Энергосбережение для всех поколений», — о проделанной работе и ее результатах рассказывает Павел Шлык.

О совместном творчестве учащихся и педагогов свидетельствует более 20 кормушек. Столовые для пернатых школьники мастерили на уроках трудового обучения в учреждении образования, дома — с родителями.

А сколько интересного узнали ребята на факультативных занятиях «Зеленые школы», «Дикая природа Беларуси» и других мероприятиях организационно-воспитательной и кружковой работы. Все они были подчинены одной цели — экологическому образованию и воспитанию учащихся, а это верные практические шаги в природоохранном и экологическом направлении.

Татьяна Диканова.
Фото автора.