В свои 90 лет жительница г. п. Яновичи Евгения Яковлевна Васильева самостоятельно набирает из поленицы дрова, чтобы растопить печь, смотрит пернатое хозяйство и делает выписки рецептов народной медицины из газет. Признает, что движение — жизнь, а оттого просит родных и социального работника не лишать ее возможности «приносить пользу».

Евгения Яковлевна Васильева

Сельчанка всю свою жизнь в работе. А к труду довелось рано приучиться. В 1943 году ее семью вывезли в Германию, в Нордхаузен. там предстояло выстаивать многочасовые смены в цехе табачной фабрики, где производились сигареты и жевательный табак. Порядка полутора лет зарабатывали хозяину имя на рынке. После освобождения американцами советской рабочей силы предстояло пройти многочисленные допросы, прежде чем попасть домой. Да где там он…

— На месте д. Панки Котовского сельсовета Суражского района был голый камень. Строили землянки. Отец, мать, две сестры с детьми да я ютились в одной из них. Это многим после за потерю сына, а брат на войне пропал без вести, и только похоронка осталась о том (кстати, ее Евгения Яковлевна бережно хранит до сих пор — прим. автора),  дали лес родителям, — рассказывает старушка, как заживались после войны на освобожденной земле. — надо было жить, а для этого восстанавливать хозяйство.

Тогда в колхоз и подалась. Вспоминает, как нелегко было в полеводстве:

 — Жито жали вручную, так убирали и лен. Крутили, молотили… Пахали, бороновали на коровах.

Вскоре такая помощница и кормилица появилась и на подворье Евгении Яковлевны. На корове и огород пахали, и за дровами в лес ездили. Никакой работы не сторонилась девушка. В колхозе подменяла руки и в животноводстве: коров доила, телят поила. И любое порученное дело выполняла на совесть, трудилась с отдачей, поэтому никого не удивило, когда Васильева, выйдя на заслуженный отдых, была награждена медалью «Ветеран труда».

Евгения Яковлевна делится:

— Тогда шутили, мол, у тебя выходов на работу больше, чем дней в году.  Просто не могла подвести. Общественное всегда ставила превыше личного. Хотя после переезда в 1986 году в г. п. Яновичи на подворье держали по три коровы, немалую отару овец, свиней и другую живность.

Так, собственно, отзывались и о супруге Евгении Яковлевны Иване Мефодьевиче, с которым она прожила более полвека. Воспитали двоих сыновей. Несмотря на то, что у каждого из них уже давно свои семьи, а каждодневные хлопоты не оставляют времени на отдых, Александр и Сергей стараются как можно чаще навещать маму. Евгении Яковлевне после смерти супруга одиноко в большом доме, где раньше было многолюдно и оттого шумно. Не дают скучать бабушке и внуки с правнуками. На них сельчанка богата.

— Это смысл моей жизни, счастье — в детях продолжение, — откровенничает 90-летняя яновичанка.

Евгения Яковлевна не скрывает, что за годы обслуживания ее соцработником Натальей Фроловой женщина стала частью ее семьи. Она не только помощница по хозяйству: продуктов из магазина доставит, воды принесет, но и человек, с которым всегда можно поговорить по душам, поделиться своей радостью или болью. Последняя все больше связана с событиями военного лихолетья:

— Перед тем, как немцы вывезли нас в Германию, устроили настоящую облаву. Под подозрение за связь с партизанами попала и наша семья. Чудом спаслись тогда. Бог есть. А иначе как мне было уйти от вражеского преследования. Было это, когда в Панки пришли немцы и стали забирать молодежь 1925 года рождения. Мама меня спешно в дорогу собрала. Довели до Казимирова. Они в хату — я убежала через речку. Следом автоматная очередь, вторая по воде. Спасение нашла в хлеву, под стреху забилась, как загнанная ласточка. Закопалась в соломе. Фашисты по середине прошлись, а по бокам не тронули. Это и спасло мне жизнь, — мокрые от слез глаза утирает старушка, вновь переживая ужасы фашистской оккупации. 

Евгения Яковлевна говорит, что только тот, кому довелось пережить их, по-настоящему ценит мир, покой и свободу на родной земле. Только тот, кто прошел через горнило войны, знает настоящую цену Великой Победы. Возможно, поэтому она частенько вспоминает эти события и как заповедь будущим поколениям воспроизводит их вновь и вновь.

Татьяна Диканова.
Фото автора.