На школьном пороге Алла Пашкевич (на снимке) встретила без малого три десятка первых сентябрей. За эти годы в учительском сердце не иссякли доброта и мудрость, не погас огонь искренней преданности своему делу, а высокое профессиональное мастерство помогает в решении задач образования и воспитания.
IMG_0795Алла Арсентьевна, уроженка д. Гришаны, после окончания Оршанского педагогического училища вернулась в Витебский район. Тогда в первый день сентября, вспоминает, под заливистый звонок в страну знаний повела первых своих дошколят класса-комплекта Осиновской школы. Спустя три года учитель начальных классов была переведена в Кировскую СШ. Сеяла разумное, доброе, вечное в детских сердцах до тех пор, пока в ее расписании ни появилась «форточка» — в семье Пашкевич родился сын Константин. Сейчас ему немногим за двадцать, но для мамы он не перестает быть Костенькой, в которого она вложила всю свою любовь и душу. Те, кто знает Аллу Арсентьевну, говорят, что такое отношение у женщины не только к родной кровиночке, — к каждому ученику. Даже будучи методистом райотдела образования, не оставила она начальную школу, брала часы в Летчанской базовой.

— Мы всегда с почтением вспоминаем своего первого учителя, преподавшего уроки доброты и человечности, помним и ценим великий, самоотверженный труд мудрых наставников, помогавших постичь науку жизни, — рассуждает педагог. — Ребенок — это чистый лист, который нам предстоит заполнить. Задача — открыть удивительный мир, в центре которого стоит маленький человек. Благодаря труду наставника он должен стать личностью…

Для того, чтобы решать последнюю, в свое время руководитель методического объединения учителей начальных классов Пашкевич внедрила в практику работы новые формы и методы. Она стояла у истоков районной предметной олимпиады, которая, если и отличалась от подобной, проводимой в старшей школе, то только возрастом участников, объемом и содержанием материала. Педагогу принадлежит инициатива организации учебно-исследовательской конференции «Первые шаги в науку».

— Это мероприятие скорее походило на праздник, который объединял учащихся вторых — четвертых классов учреждений образования района. Каждый из участников был отмечен дипломом, — рассказывает Пашкевич, подчеркивая, что важно с начальной школы прививать интерес к учебе, познанию и открытию мира, поддерживать способных детей. — Порядка 65% мальчишек и девчонок продолжают проявлять себя в учебе, науке и творчестве в дальнейшем, входят в банк данных одаренных и талантливых учащихся.

Алла Арсентьевна признается, что в начале своего трудового пути ей посчастливилось встретить человека с «горящими глазами». Кладезем идей и по сей день для нее является начальник райотдела образования, спорта и туризма Ольга Рязанова. Вместе с ней Пашкевич работала еще в Кировской школе. Именно Ольга Ивановна — коллега учителя начальных классов — помогала делать ей первые шаги на пути к детским сердцам. Многое, что сейчас в педагогическом портфеле Аллы Арсентьевны, позаимствовано у нее.

Вот уже два года Пашкевич работает в Летчанской базовой школе. Ее ученики — восемь третьеклашек. Все ребята — воспитанники детдома, дети с разными судьбами и жизненными историями. Поэтому педагогу нужно дать им не только знания, прежде их необходимо отогреть, растопить лед в сердцах, залечить душевные раны. Процесс этот нелегкий и под силу только профессионалу, владеющему не только определенным багажом знаний, но и психологией общения. И здесь все способы хороши. Особенно те, что подразумевают игровую форму. Неудивительно, почему Алла Арсентьевна стремится к тому, чтобы каждый ее ученик получил возможность раскрыть себя. Это происходит на различных общешкольных праздниках, культурно-познавательных мероприятиях в классе. Пашкевич с теплотой рассказывает об успехах ребят: поют, танцуют, читают стихи.

— Учитель по природе своей профессии созидатель, Созидатель с большой буквы,  ибо  творит он Человека. Какими людьми станут ученики, что после себя оставят  —  это и будет ответом на вопрос: «Какой ты учитель?» — убеждена Алла Арсентьевна.

Педагог признает, что, обучая детей, учится вместе с ними. Так, ребятишки после поездок в Италию демонстрируют учителю свои знания иностранного языка. Сегодня уже она может изъясняться на нем. Чтобы мальчишкам и девчонкам было что рассказать своим друзьям и сверстникам в заграничных поездках о своей малой родине, крае, Пашкевич большое внимание уделяет краеведческой работе, изучению обрядов, традиций.

Алла Арсентьевна считает, что педагог перестает им быть, если не учится всегда и везде, не совершенствует свои знания,  не идет в ногу со стремительно набирающей темп жизнью:

— Все учителя во все времена и во всяком возрасте — ученики: они учатся у окружающих их людей, у самих себя, у своих учеников. Это состояние души. Быть наставником — значит быть в  вечном поиске, философски осмысливая свое предназначение, никогда не останавливаться на достигнутом, иначе перестанешь расти и развиваться как педагог и личность. Самоуспокоенность — не мое.

За это Пашкевич ценят и уважают коллеги, с благодарностью и признательностью отзываются о педагоге ее ученики, за плодотворный труд отмечает руководство райотдела образования, школы. Сама же Алла Арсентьевна такое отношение к любимой профессии объясняет просто: «В моем сердце… дети. Они взрослеют, от школьной скамьи дорогами жизни шагают и в памяти носят уроки твои, а в сердце тебя сохраняют».

Татьяна Диканова.
Фото автора.