Руководители заинтересованных ведомств и члены правительства вместе с главой государства провели своеобразный «мозговой штурм», чтобы вычленить все проблемы, которые имеются в образовании: от школы до последипломной подготовки специалистов.

Александр Лукашенко на совещании подчеркнул: учитель в школе — главный человек, поэтому необходимо поднимать статус педагогов.

По мнению Президента, и государство должно подставить им свое плечо: «Это плохо, когда уже сегодня учитель в хороших, средних хозяйствах имеет половину зарплаты от механизатора, доярки. Это ненормально. Поэтому этот вопрос коренной, центральный. Как бы мы от него ни уходили, как бы мы себя ни убаюкивали, что учителя не ставят перед нами каких-то материальных вопросов, мы четко должны понимать, что для каждого человека это важный момент. А для учителей архиважный, поскольку их средняя заработная плата ниже, чем по стране».

Однако Александр Лукашенко обратил внимание, что далек от популизма «просто повысить зарплату учителям, и точка». «Я хочу сказать по-другому, — подчеркнул он, — ситуация с материальным обеспечением учительства дальше нетерпима, поэтому давайте учителя нагрузим настолько, насколько он должен быть загружен, но будем платить достойную зарплату».

«Завтра дети пойдут в школу. Мое требование одно, оно исходит от общества: все дети должны быть в равных условиях и должны пойти в школу «одинаково». Они должны быть одеты, как все. Есть беднейшие слои населения, есть средние, богатые и так далее, но дети в этом не виноваты. Они должны быть одеты и подготовлены: портфели, рюкзаки и прочее, что необходимо от пластилина и карандашей до одежды, — все должно быть одинаково. Где брать деньги, я уже десять раз об этом говорил в предыдущие годы», — сказал Александр Лукашенко.

По словам Президента, реформы в образовании не нужны, надо совершенствовать то, что есть. «Надо дать нормальные учебники, прежде всего, учебники истории в школы, чтобы дети понимали, что происходило вчера в нашей стране. Взгляд в прошлое — это взгляд в будущее. Не мне вас учить. А мы начинаем заниматься не теми вопросами, которые сегодня насущные, злободневные для нашей системы образования», — отметил Александр Лукашенко. Он подчеркнул, что реформы просто разрушат старую, нормальную систему образования, а на ее месте ничего не появится.

К эксперименту по дифференцированной оплате труда учителей подключатся новые регионы, сообщил журналистам после доклада Президенту Беларуси министр образования Михаил Журавков.

«Мы расширяем эксперимент по отраслевой системе оплаты труда, он в этом году будет распространен уже на целые регионы и даже область», — сказал он. Данное новшество показало свою эффективность. «Те школы, которые уже несколько лет в эксперименте, не хотят возвращаться на старую систему оплаты», — отметил министр. Он пока не назвал, какая именно область примет участие в эксперименте. Известно, что на это претендуют две административные единицы.

Михаил Журавков пояснил, что эксперимент предусматривает дифференцирование оплаты труда в зависимости от нагрузки педагога. Учитывается не только количество учебных часов, но и наличие у учителя кружков, факультативов, объем внеклассной работы, участие в подготовке школьников к олимпиадам и соревнованиям.

«Базовый учебник, базовые знания преследуют цель разгрузить наших учеников в школе. Мы их будем внедрять поэтапно. Нельзя форсировать, потому что подготовка учебников, учебных пособий — это очень серьезное дело, вопрос, который не требует спешки», — отметил Михаил Журавков. Он рассказал, что главе государства продемонстрировали первые базовые учебники по истории Беларуси и всемирной истории. «Это как раз учебники, которые подготовлены в соответствии с нашей новой концепцией. К ним есть дополнительные материалы, которые можно найти на портале Национального института образования, в хрестоматии. Есть в учебнике и информация о туристических походах, поездках, связанных с изучением той или иной тематики», — пояснил министр.

По словам Михаила Журавкова, базовые учебники и новые хрестоматии будут готовы к 2019 году.

«К новому году ведется капитальный ремонт учреждений образования. В этом году введены три новых дошкольных учреждения, до конца года намечено ввести десять дошкольных учреждений. Также введены две школы», — рассказал глава ведомства.

Он подчеркнул, что система образования к новому учебному году готова и финансируется в рамках выделенных средств. «Такие статьи, как заработная плата, стипендия, выплачиваются в полном объеме», — отметил министр.

Более 27 тыс. абитуриентов зачислено в вузы на бюджетную форму обучения. Об этом заявил на пресс-конференции первый заместитель министра образования Вадим Богуш.

В сельскохозяйственных высших учебных заведениях прием еще будет проводиться на заочную форму обучения.

Первый замминистра отметил, что результаты централизованного тестирования показали достойный уровень подготовки абитуриентов. По результатам ЦТ в 330 случаях получены результаты в 100 баллов. Больше всего 100-балльников было по русскому языку (86) и обществоведению (62).

По материалам БелТА