Хоть пословица «По одёжке встречают, по уму провожают» подразумевает внешний облик и манеры человека, имеет смысл и буквальное восприятие. А изготавливают «одёжку» модельер, портной и швея. Эти повелители ниток-иголок мастерят не просто костюм, посредством ткани, фурнитуры и аксессуаров они создают образ.

В одном лице совмещает все квалификации, смежные со швейной, индивидуальный предприниматель из аг. Новка Ирина Будовская. Всего месяц как она арендует помещение у Эльмана Мирзоева, приобревшего несколько лет назад в собственность здание бывшего комплексного приемного пункта, но клиенты уже проторили сюда дорожку. Наибольшим спросом пользуется починка одежды: укоротить брюки, вставить новую молнию, сделать заплатку на джинсы, ушить блузку… Заказов на индивидуальный  пошив немного. Люди привыкли к рыночному ширпотребу, правда, для таких вещей зачастую требуется подгонка по силуэту. Вот и обращаются к Ирине Сергеевне. Она же —  мастер широкого профиля. В ее руках кусок ткани быстро превращается в модный сарафан, деловой костюм, строгую юбку, элегантное платье или стильные брюки. Оборудование позволяет выполнять любые операции. Кроме швейной «универсалки», в распоряжении мастерицы машины по «тяжелым» тканям и коже, петельная, плоскошовная, оверлок, гладильное приспособление. Модистке подвластны любые ткани, но, как признается, ей больше по душе трикотаж. Долгое время Будовская работала в витебской частной фирме по производству трикотажных изделий, причем была там швеей-лаборантом. Это значит, что модельер-конструктор придумывал фасон, а она по лекалу шила первый экземпляр. Представляете, какая ответственность? Стежки следовало подгонять с точностью до миллиметра, ведь от того, как швея-лаборант воплотит задумку модельера, зависело пойдет ли образец в серийное производство.

Шить Ирина мечтала с детства. Раньше почти в каждой деревенской хате стояла незатейливая машинка. Была такая и у Ириной мамы, принципы работы на ней девочка освоила рано. Удивительно, но первой вещью, сшитой будущей бизнес-леди собственноручно, было не кукольное платье, а строгий костюм, который носила в старших классах.

В сельской школе в Бешенковичском районе Ира охотно посещала уроки по домоводству, особенно те, на которых обучали премудростям шитья, занималась в кружке рукоделия. В выпускном классе девушка стояла перед выбором одной из двух профессий: швея или парикмахер? Взвесив возможности и перспективы, поступила в Витебское профтехучилище №29. Понимала, что приобретенные здесь навыки пригодятся и в повседневной жизни. Получив специальность, Ирина на практике освоила все швейные операции от раскроя до дизайна моделей и вот — открыла свое дело. Кроме усидчивости, терпеливости, портниха должна иметь отличный вкус и владеть искусством убеждения людей, уверена индивидуальный предприниматель. К ней часто обращаются друзья, знакомые — кто за советом, кто с просьбой: «Сделай из этого отреза что-нибудь путное!». Ирина Сергеевна понимает, что в данном случае должна сотворить эксклюзивную вещь. Это и есть почерк мастера. А относительно тенденций в женской моде  главное, на ее взгляд, подчеркнуть индивидуальность, достоинства фигуры и женственность.

По-соседству со швейной мастерской делит арендованные метры «сапожная» — так называют в народе помещение, куда люди сдают в починку обувь. Правда, в Новке ее только принимают, оформляют заказ, а на ремонт отправляют в обувную мастерскую аг. Октябрьская, где быстро и качественно выполняют пожелания клиентов. На стеллажах ждут отправки сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, босоножки… Приемщик заказов Наталья Журавлева предлагает различные виды каблуков и набоек, молний и заплаток. По ее словам, это самые востребованные детали для обувного ремонта, хоть приходится и подошвы менять, и подклейки делать. Ассортимент услуг зависит от спроса, который в частном бизнесе играет первую скрипку.

Нина Столяренко