Советский стереотип — начинать утро с просмотра свежего номера газеты за чашкой кофе — не для сельчан. В лучшем случае любимое издание они получат к обеду, но «районка» готова попасть в почтовый ящик на заре дня. И первыми ее, с запахом типографской краски, держат в руках печатники. От них зависит качество полиграфического исполнения. А на специальные станки газету на электронном носителе отправляют операторы компьютерного набора и верстки редакции.

На снимке: Зоя Новолоцкая

Сложный путь преодолевает газета от сбора материалов до выхода в свет. И если труд журналистов на виду — опубликованные за конкретной подписью материалы — то труд технических работников остается «за кадром». Технология выпуска номера включает набор текстов, воспроизведение фотографий, макетирование, верстку, печать и послепечатную обработку. Макет полосы составляет ответственный секретарь и утверждает главный редактор. А вот версткой — размещением текстовых материалов и иллюстративных блоков по полю формата — занимаются операторы компьютерного набора и верстки.

Дизайн газеты — это ее лицо. Композиционно-графическая модель издания призвана закрепить за ним определенные внутреннюю и внешнюю формы, придать целостность. Большое значение имеет подбор шрифтов: они управляют вниманием читателя, ориентируют его на полосе. Форма литер, фон, выделительные эффекты способны сделать «звучащей» каждую букву. Верстальщиков не зря называют повелителями шрифтов. Печатной речью они выражают все многообразие устной интонации.

На снимке: Кирилл Лебедев

В совершенстве овладела искусством верстки Зоя Ефимовна Новолоцкая. В общей сложности она отдала витебской районной газете более сорока лет трудовой биографии. После окончания Минского полиграфического училища в 1970 году она молодым специалистом принялась за верстку «Ленінскай праўды», осваивала на практике горячий набор на линотипе. За верстальным станком стояла в паре с выпускающим из редакции — ответственным секретарем Липой Соломоновичем Шмерлингом. Он определял расстановку материалов на полосе, а Новолоцкая в шрифтах реализовывала его задумки. Ох и трудоемкий это был процесс! С середины 80-х перешли на фотонабор — метод переноса букв на светочувствительную пленку. Основными инструментами верстальщицы стали скальпель, ножницы и клейкая лента. В те годы над созданием «районки» в типографии также трудились Валентина Карунас, Татьяна Халеева, Лилия Дроздова, Юлия Гришина.

Накануне 60-летия газеты «Жыццё Прыдзвіння» Госкомитет по печати завершил ее комплектование настольно-издательской системой, и процесс верстки из типографии переместился в редакцию. Здесь, благодаря установке специальных программ, стал обеспечиваться полный цикл допечатного производства газеты. В паре с Новолоцкой стала работать Наталья Козарь. Скрупулезно они подбирали шрифты, линейки, выделительные элементы и в результате сделали «районку» узнаваемой в потоке печатной прессы.

На снимке: Алексей Блашкевич, Сергей Михайловский, Евгений Никитенко, Виталий Зигура

От операторов компьютерной верстки требуют-ся большая аккуратность, зоркость и хороший вкус. Подобно закройщикам, они «шьют одежку» для газеты — будничный и праздничный наряды. Два года назад Зоя Ефимовна ушла на заслуженный отдых, но по-прежнему является нашим строгим критиком и добрым советчиком. За ее рабочим столом теперь Виталий Логвин. Вместе с Натальей Афанасьевной они подготавливают газету к печати. А ее полиграфическое исполнение — забота работников типографии. Без малого сорок лет обеспечивает выход «районки» в свет печатник Евгений Никитенко, кстати, двойная тезка бывшего главного редактора Евгения Николаевича Тригорлова, с которым и начинал работать. Печатник признается, что всегда к нашей газете испытывал доброе расположение: «Интересное издание — таким было, таким остается. Просматривая качество оттисков только что снятого со станка номера, всегда замечаю хорошие, актуальные материалы, которые хочется почитать», — говорит Никитенко. Его напарник Виталий Зигура связан с нашей газетой четверть века. Вдвоем они передают свой богатый опыт пришедшим год назад Сергею Михайловскому и Алексею Блашкевичу. Такая команда обеспечивает выход вторничного номера «районки». А один из тех, кто выпускает цветные субботние номера на современном комплексе CityLine Express, Кирилл Лебедев. Именно эти люди первыми держат в руках свежий номер газеты.

Нина Столяренко
Фото автора

1 комментарий для “Рассказ о тех, кто создает и первыми держит свежий номер «районки» в руках

  1. Учитывая именно то, что сейчас у всех «интернет, ноутбуки, телефоны», то в будущем все СМИ будут именно в электронной форме. А сколько деревьев это спасёт!

Обсуждение закрыто.