Проходя мимо красного домика в тени раскидистых деревьев, не остановиться — просто невозможно. Кажется, что березки, нарисованные на резных ставнях, вот-вот поманят своими ветвями в маленькую мастерскую на улице Советской. Там кропотливо, вкладывая частичку своей души в каждую работу, творит художник-изобретатель из придвинской глубинки.

На снимке: Виктор Родченко

Мастер изобретает дивные велосипеды — переднеприводной, с рулевой трапецией впереди и другие. Они не просто стоят под навесом, но выдаются односельчанам во временное пользование. А в доме оживают картины — в бездонном небе кружат три аиста, игриво покачивают кудрями лилии, ведут к домику снежные дорожки — так искусно кладет краски на холст запольский Пикассо. Несмотря на то, что картины не представляются на всемирных выставках, не продаются за огромные деньги, признание своей семьи, односельчан и друзей Виктор Зиновьевич получил давно.

Великая Отечественная война оставила свой отпечаток на творчестве художника. Будучи шестилетним мальчишкой, Витя с мамой попали в концлагерь «5-й полк» под Витебском, там отбирали светловолосых голубоглазых взрослых и детей с целью отправки в Германию. В ту ненавистную группу попали и Родченко. Их увезли сначала в Освенцим, оттуда — в другие лагеря. Виктор Зиновьевич рассказывает, что от сильного голода съели на территории барака всю траву, паслись, как лошади. Немецкие дети приезжали на велосипедах с корзинами, заполненными травой, пленные ребятишки через сетку тянули ручки, а они отъезжали дальше — издевались над ними. Говорит, что только сейчас понял, сколько ненависти и злости было внутри у «немчурят».

Художественные навыки проявились у Виктора еще в бараке, за что он в 7 лет получил от начальника концлагеря подарок.

— Мы там «бесхозные» были, у нас даже своих номеров не было. От недоедания теряли зрение. Тогда приходилось одного из ребят одевать в лучшую одежду и со взрослой рабочей группой выводить за ограждение. Там люди работали у бауера, им давали кулечек с сахаром, а мы им глаза промывали.

Однажды, когда я остался один, взял обгорелую палочку и провел ею по белой печи. И так мне эта линия понравилась, что продолжил рисовать дальше. Всю печь узорами разукрасил. Пришел надзиратель, дал маме ведро и тряпку, а она руку над печью занесла и застыла. Вошел комендант, увидел мои творения, спросил «Кто?». Все на меня показали, а он подошел и руку мне на плечо положил. Мне тяжело стало, но вот чудо: я злости в его взгляде не почувствовал. Через два дня всех ребят выстроили в рядочек, вручили каждому по отварному яйцу, а мне еще и губную гармошку. Вот так я получил свой первый подарок за искусство, — рассказывает Виктор Зиновьевич.

Жизнь маленькому Вите спас гитлеровский китель. Когда ребята в очередной раз сбежали из барака за травой для тех, кто не мог ходить сам, Родченко устал и присел под деревом, пока остальные бежали вперед. Детская ручка нащупала под собой плотную ткань, вытянув ее наверх стало ясно, что это немецкий китель с орденами. Витя стал раскручивать блестящие металлические украшения, и тут над головой послышался гул самолетов, за ним — взрывы бомб и снарядов.

Ребятишки, которые ушли вперед, взлетели в воздух… Позже мастер вырежет из дерева изображения себя и тех восьми детишек, которые погибли на его глазах. Самого Витю отбросило ударной волной в яму, засыпало землей и накрыло поваленным деревом. В такой «могиле» мальчик пролежал ночь. Когда полз к лагерю, видел огромные черные воронки — спереди, слева, справа. 2 мая 1945 года пленных освободили американцы. Въехали на танках, бросали конфеты, булки, печенье. Из-за долгого голода люди ели, и многие умирали.

После войны дорога в пионеры, военное училище узникам была закрыта. Виктор окончил семилетку, отучился в Лужеснянском техникуме на агронома. Но художественное начало взяло верх, и Родченко стал одним из первых студентов открывшегося в Витебске художественно-графического факультета в пединституте.

На снимке: новая работа художника

Судьба занесла Виктора в  Полоцкий район, где в Воронецкой школе более четверти века он преподавал трудовое обучение. Там же организовал редкий кружок конструирования техники, где вместе с ребятами делал мотоблоки и мотоколяски. Узнать школу, в которой творил художник легко: на стенах учреждения образования красуются его рисунки со словами «Учиться, учиться, учиться!». В конце 70-х годов сконструировал с учениками 4 мотоблока, за что Виктору Зиновьевичу было присвоено почетное звание «Старший учитель». Старался прививать детям чувство прекрасного. О себе мастер говорит так: «я — гитлеровский узник, сталинский ученик, хрущевский агроном, брежневский художник-педагог» и добавляет, что родился в воскресенье, а такие люди любят говорить долго.

Когда вернулся  в родное Заполье, своими руками построил дом — от оконных рам до порогов. Энергия, которой пропитано жилище, поддерживает жизнь 81-летнего художника-изобретателя.

Еще  запольский мастер изучил тему геобиологической локации, теперь учит желающих определять энергетиче-скую сетку Земли. Оказывается, по его мнению, что идеальные люди существуют, нужно всего лишь рассчитать их жизненную энергию и потенциал, чем и занимается изобретатель. Однако делом всей жизни было и остается изобразительное искусство. В домашней галерее Виктора Родченко много картин: «Малая родина», «Лес», «Аистята учатся летать», «Натюрморт», «Лесная Мадонна» и многие другие украшают комнаты дома, специального мини-музея. Свои работы Виктор Зиновьевич дарит друзьям, и они расходятся по миру, есть в Москве, Германии, Полоцке, Витебске. Художник не ограничивает себя холстами — на печи изображены крылатые символы Беларуси, на входной двери — букет душистой сирени, даже на потолке выведены причудливые узоры. Работы находят свое признание на районных, областных и республиканских выставках, дважды за них пенсионер получал премии.

В мастерской невольно притягивают внимание вырезанные из дерева иконы и лики святых. Таких работ здесь насчитывается более десяти.

— Это мой шедевр — Иисус Христос без нимба, — показывает новую работу Виктор Зиновьевич.

День за днем коллекция изделий из дерева, картин и новомодных велосипедов пополняется. Слова восхищения и благодарности за его труд только добавляют Виктору Зиновьевичу огонька в молодые не по годам глаза, зажигают искорки вдохновения.

Александра Гвоздева,
студентка факультета журналистики БГУ

1 комментарий для “Более 70 лет своей жизни Виктор Родченко из д. Заполье Витебского района отдал изобразительному искусству, 50 из них — конструированию

  1. Восхищаюсь людьми, которые в своей жизни прошли через многое, но при этом смогли сохранить человеческое лицо и доброту души.

Обсуждение закрыто.