Десятки и даже сотни учеников взяли с собой во взрослую жизнь Слово — великое оружие и бесценное лекарство, владеть которым и пользоваться им учила на уроках Светлана Анатольевна.

Светлана родилась в семье медработника и инженера. Профессии родителей мало интересовали девочку, с детства она мечтала стать учительницей. Еще совсем малышкой ее очень впечатлила красота окружающей природы на Городокщине. Небольшую деревеньку Марченки, откуда семья переехала, когда Светлане исполнилось 5 лет, она до сих пор помнит и, периодически бывая на малой родине, испытывает искорки счастья от встреч с детством. Второй родиной для нее стала д. Прозороки в Глубокском районе. Здесь Светлана окончила школу, встретила Святослава — первую любовь, ставшую ее второй половинкой. Здесь окончательно утвердилась в выборе профессии, и убедила ее в правильности шага учительница русского языка и литературы Александра Федоровна Думшенко. Светлана очень любила ее уроки, лучше всех писала сочинения, всегда много читала. Впрочем, пристрастие к чтению у нее из семьи. Дома была хорошая библиотека, и родители дарили дочке на праздники книги. Одноклассники тоже знали, что в день рождения Света больше обрадуется печатному изданию, нежели коробке конфет или пластинке. Хаменок до сих пор бережно хранит эти подарки от друзей с незамысловатыми надписями.

После окончания школы Светлана поехала поступать в Могилевский педагогический институт имени Кулешова (на Могилевщине жила ее бабушка). В поступлении не сомневалась — она грамотно писала, многие стихи классиков знала наизусть, могла цитировать прозаические произведения. Перейдя на 3-й курс, вышла замуж. Святослав в то время учился в Городокском техникуме механизации сельского хозяйства, и Светлана решила перевестись в Витебский пединститут. Прилежная студентка даже после рождения первенца не стала брать академический отпуск. Помогали нянчить Олежку бабушки.

По окончании техникума Святослава направили на работу бригадиром тракторной бригады в отделение «Копти» совхоза «Селюты». Здесь молодой семье выделили квартиру, сына приняли в детский сад, куда спустя несколько лет привели и дочку Настеньку. Светлане Анатольевне нашлось место учителя в школе — тогда она называлась Октябрьская восьмилетняя, а через 5 лет, в 1990 году, стала Коптянской средней. «Детей было много, коллектив большой», — вспоминает Хаменок, с грустью констатируя, что два года назад школа снова приобрела статус базовой.

За годы работы Светлана Анатольевна выпустила четыре 10-11-х классов. Со своими подопечными объехала всю Беларусь — садились на поезд и отправлялись на экскурсию в Брест, Гродно… Ведь как можно рассказывать о подвиге героев Брестской крепости, не побывав здесь, недоумевает педагог. Сейчас она классный руководитель в 6-м, желающих мальчишек и девчонок возит в Витебск на занятия в бассейн «Локомотив».

Прививать детям чувство прекрасного учитель старается не только на уроках, хотя свои предметы — русский язык и литературу — считает фундаментом высокой нравственности для человека. «Прочитайте «Евгения Онегина» Пушкина — и найдете ответы на многие жизненные вопросы, несмотря на то, что роман в стихах был написан почти 190 лет назад, — внушает Светлана Анатольевна своим ученикам. — Цитаты, фразы из произведения — на все случаи жизни». Сама она одинаково любит всех поэтов-классиков русской литературы. А вот из прозаиков с удовольствием перечитывает и всякий раз находит что-то новое в произведениях Валентина Распутина, считая правильным, что они включены в школьную программу. Взять «Прощание с Матёрой» — интерпретация повести в Год малой родины звучит по-особому, уверена педагог.

Светлану Анатольевну волнует вопрос: как в молодежной среде вернуть любовь к литературе, сформировать потребность читать книги, рассуждать о прочитанном. На уроках она старается использовать разные формы работы для лучшей усвояемости материала: диалоги, аналитические комментарии, диспуты. Распространены устные сочинения, ведь если письменное изложение мыслей формирует грамотность, то устное — выразительность речи, ораторское мастерство. Обязательно присутствует межпредметная связь и не только «язык — литература», к примеру, как преподнести ученикам рассказ Л. Н. Толстого «После бала», не обращаясь к истории? Пополнить знания ребят, увлечь их в книжный мир помогают предметные Недели, внеклассные мероприятия. На поэтическом вечере «А за окном весна…» совершенно по-другому, нежели на уроках, звучат стихи. Чудесному перевоплощению старшеклассников способствует бал литературных героев, на котором можно встретить Онегина и Татьяну, Андрея Болконского и Наташу Ростову, Вронского и Каренину, других персонажей. А учитель-словесник выступает посредником между учениками и героями Пушкина, Чехова, Шолохова… Его слово является ориентиром в воспитании лучших человеческих качеств.

Нина Столяренко
Фото автора