Не разовая акция, а системная работа. Так определил борьбу с коррупцией и подчеркнул важность предупреждения коррупционных проявлений в обществе Генеральный прокурор Республики Беларусь Александр Конюк.

На снимке: Андрей Шкляревский

На снимке: Андрей Шкляревский

Об актуальности проблемы свидетельствует и тот факт, что в мае текущего года Президент Беларуси подписал Декрет № 3 «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией», в соответствии с которым лица, осужденные за коррупционные преступления, не подлежат условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким. С чем связано ужесточение мер по противодействию коррупции? Ответить на этот и ряд других вопросов мы попросили прокурора Витебского района Андрея Шкляревского.

— Андрей Сергеевич, какова обстановка с коррупционными проявлениями в стране?

— За последние пять лет в республике наблюдается значительный рост коррупционных проявлений: в 2014 году учтено 1,3 тысячи преступлений с признаками коррупции, в 2018-ом — едва ли не в два раза больше. С одной стороны эти данные говорят об активной работе правоохранительных органов по их выявлению, а с другой — свидетельствуют о явных просчетах в деятельности по предупреждению коррупции. В первом полугодии 2019 года в стране наблюдается некоторое снижение коррупционной преступности, однако, учитывая специфику ее учета по вступившим в законную силу приговорам судов, говорить об устойчивой динамике пока рано.

— Какие сферы и отрасли наиболее подвержены коррупционным проявлениям?

— В текущем году меньше проявлений коррупции допущено в организациях здравоохранения, образования, строительства и транспорта. Значительный рост уровня коррупции произошел в сфере государственного управления, культуры и спорта, промышленности, торговли. Больше выявлено фактов получения взяток, злоупотребления служебными полномочиями, превышения власти и служебных полномочий, преступного бездействия должностных лиц. Сложившаяся ситуация требует принятия дополнительных системных мер по профилактике коррупционных проявлений на местах.

— Как выглядит на этом фоне северный регион страны и Витебский район?

— Начиная с 2018 года, в области наметилась тенденция к снижению числа коррупционных преступлений, которая сохраняется и в настоящее время. Спад произошел по всем коррупционным составам, однако ущерб, причиненный преступлениями этой категории, возрос в 1,7 раза и составил более 3 млн. рублей, из которых возмещено 2,3 млн. рублей или 73 %, что также составляет более половины возмещенного по республике ущерба.

В Витебском районе в первом полугодии этого года зарегистрировано 6 коррупционных преступлений: 4 хищения с использованием служебных полномочий, по 1 факту превышения служебных полномочий и злоупотребления властью. По числу выявленных преступлений район занимает 5-е место среди сельских районов области. К уголовной ответственности привлечены два должностных лица, расследуются уголовные дела в отношении шестерых.

— Что способствует коррупционным проявлениям на местах?

— Анализ показывает, что профилактические мероприятия в отдельных организациях реализуются бессистемно, работа по выявлению фактов коррупции не налажена, принципиальная оценка действиям должностных лиц не дается, правоохранительные органы о правонарушениях не информируются. Ряд руководителей и должностных лиц не знают антикоррупционное законодательство и не предъявляют требования к подчиненным по его соблюдению. Все это способствует халатному исполнению кадрами служебных обязанностей, различного рода злоупотреблениям, грубым нарушениям законодательства.

— Андрей Сергеевич, расскажите о результатах проверок исполнения антикоррупционного законодательства.

— В текущем году прокуратурой района проведено две проверки исполнения антикоррупционного законодательства, по результатам которых внесено 2 представления, вынесено 3 предписания, принесен протест на противоречащий закону акт, объявлено официальное предупреждение, 8 должностных лиц по требованию прокурора привлечены к дисциплинарной ответственности, 4 — к административной.

По-прежнему наиболее распространенными нарушениями являются несоблюдение требований законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг), о декларировании доходов и имущества. Причинами нарушений и способствующими им условиями послужили низкий уровень подготовки работников отдельных организаций; незнание нормативных актов в сфере противодействия коррупции, закупок товаров (работ, услуг), декларирования доходов; стремление недобросовестных работников, обладающих служебными полномочиями, получить незаконную выгоду в виде дополнительного дохода; отсутствие у руководителей отдельных организаций должного внимания к вопросам профилактики коррупционных проявлений во вверенных коллективах.

— Очевидно, актуальность проблемы требует принятия соответствующих решений…

— Необходимо усилить влияние комиссий по противодействию коррупции. Особая роль отведена комиссии райисполкома, которая должна выступать координатором этой работы в подчиненных организациях, тщательно анализировать динамику и тенденции коррупционных правонарушений, вырабатывать меры по их упреждению. В числе запланированных мероприятий учебно-методические семинары для руководителей и должностных лиц госорганизаций по вопросам законодательства о борьбе с коррупцией, о закупках, о порядке предоставления и использования спонсорской помощи, декларировании доходов, соблюдения антикоррупционных обязательств. Специалисты должны знать, как поступить в той или иной ситуации, чтобы не допустить ошибок. Соответствующие комиссии на местах должны постоянно проводить мониторинг деятельности организаций, в которых они созданы, и незамедлительно реагировать на любые коррупционные проявления.

Беседовала Нина Столяренко