Татьяна Дыдыч (на снимке) посвятила службе в ИДН четверть века. «Особенными, но не трудными, детей делают семья и окружение, — считает она и добавляет, что с любым ребенком можно найти общий язык. — Для этого в словах и делах не должно быть фальши, а в сердце — равнодушия».

После окончания факультета педагогики и методики начального обучения Витебского пединститута имени С. М. Кирова Татьяна Дыдыч некоторое время работала организатором внеклассной и школьной воспитательной работы в Осиновской школе Витебского района. На службу в органы внутренних дел пришла в далеком 1975 году.

— Мы тогда были молоды, в прямом смысле слова горели на работе, — Татьяна Владимировна вспоминает годы своего профессионального становления, прошедшего в ИДН Витебского РОВД.

Она старалась подобно губке впитывать в себя богатый практический опыт старших товарищей.

— Ната Васильевна Петрова, Виктор Иванович Котиков… — она готова продолжать этот фамильный ряд. — Эти люди научили меня самому главному — отдавать детям сердце и открывать душу.

Что касается юридических знаний, признает, их не хватало, поэтому многому приходилось учиться у опытных коллег. А вот педагогическое образование было ее надежным фундаментом, на котором строила свою работу.

— У меня всегда были доверительные отношения с детьми. Ребята делились со мной сокровенными тайнами, переживаниями, рассказывали о неприятностях в семье, — говорит Татьяна Дыдыч.

Было и такое, что тонкий психологический подход и разговор начистоту инспектора ИДН Дыдыч помогал оперативникам раскрывать преступления. Так было с установлением злоумышленников, причастных к серии краж из магазинов в Витебском районе. Одним из них, как выяснилось, был подучетный инспекции по делам несовершеннолетних. В доверительном диалоге мальчишка проговорился, что это дело рук его товарищей, оставил и он там свой след.

— Несмотря на профилактическую работу, его буквально магнитом тянуло в сторону дурной компании, а значит — к преступлению черты закона, — подытожила историю Татьяна Владимировна.

Дыдыч отметила, что большинство из ее подопечных были талантливыми и одаренными детьми. Вспомнила юного художника-самоучку, который за время одной из профбесед умудрился нарисовать ее портрет, причем настолько детально и точно проработал все черты лица инспектора, что работа пришлась по душе ничего не подозревающей натурщице.

По ее словам, во все времена беспроигрышным вариантом сплочения вокруг себя ребят было увлечение их спортом, который учит быть ответственным и дисциплинированным, честно выигрывать и с достоинством проигрывать. В этой связи вспоминает своего коллегу, бывшего начальника ИДН Витебского РОВД Виктора Тура. Мастер спорта международного класса по легкой атлетике много рассказывал ребятам не только о своем нелегком пути к успеху в прыжках в высоту, но и именитых спортсменов, с которыми был знаком.

— Знаете, недавно моя взрослая дочь мне сказала, что у нее не было детства. Это настолько огорошило меня. Ведь вместе с мужем мы прикладывали все усилия, чтобы она разносторонне развивалась: кружки, секции… Как оказалось, дело даже не в том, что нередко она засыпала не в своей кроватке, а за письменным столом у меня на работе, — делится Татьяна Владимировна. — Больше всего она боялась подвести меня, сделать что-то постыдное. Поэтому не связывалась с сомнительными компаниями, не заводила знакомства.

Единственная дочь Дыдыч — детский нейропсихолог — солидарна с мамой в том, что все исходит из семьи: и плохое, и хорошее.

И эта история про то, что ребенок — это чистый лист: что нарисуешь — то и будет.

— Тяга к алкоголю в одной из многодетных семей, проживающей в то время в Коптях, передавалась по наследству. Нетрезвый образ жизни как норму приняли и дети. Однажды хозяйка большого семейства попросила меня о встрече с ней. Я не отказала. Женщина умоляла о помощи, которая заключалась в том, чтобы не дать погрязнуть в этом же болоте самому младшему из домочадцев. И я поставила условие: буду бороться за него только в том случае, если она и супруг бросят пить. А было что отстаивать. Судьба парня была уже почти предрешена — спецшкола, — вспоминает Татьяна Владимировна.

Тогда впервые Дыдыч не поддержали коллеги, даже высмеяли, мол, куда ты лезешь, зачем тебе это надо.

— А мне нужно было! В первую очередь дать мальчишке почувствовать, что он кому-то нужен, небезразличен даже чужим людям, — заключает ветеран службы.

Она пошла по инстанциям и сумела привести аргументы в пользу того, что он должен остаться в семье и продолжить обучение не в закрытом учреждении, а в общеобразовательной школе. Мама бросила пить, завязал с этим делом отец.

А совсем недавно Татьяна Владимировна встретила сельчанку, которая рассказала ей о том, как в дальнейшем сложилась судьба ее подопечного. Он вырос, получил среднее специальное образование, уже создал свою семью и до сих пор с благодарностью вспоминает инспектора Дыдыч, которая вовремя протянула руку помощи.

— Что я почувствовала? Радость. Поняла, что все мои усилия были не зря. Поскольку всегда чувствовала свою вину, если кто-либо из моих ребят не оставлял попыток к преступлению закона и в итоге попадал на скамью подсудимых. Воспринимала это как собственный провал в работе: не досмотрела, не дошла, хотя и знала, что сделала все от меня зависящее, — признается Татьяна Владимировна.

Вспоминая количество своих подопечных, Татьяна Владимировна говорит о том, что их намного больше, чем подучетных за годы работы. Нередко дочь-старшеклассница со словами: «Мама, может ты разберешься, поможешь…» приводила домой ребят, у которых были какие-то проблемы.

И она брала их под свое крыло: кого-то просто выслушивала, а кого-то приглашала к себе на работу вместо чтения нравоучений.

— С детьми надо быть честными и искренними, они чувствуют любую фальшь по отношению к ним. Стоит только приоткрыть их душу, как они, подобно бутонам цветка, пусть и с колючим стеблем, раскроются, — на собственном опыте убедилась офицер в отставке.

Спустя годы женщина с теплотой и большим уважением вспоминает на тот момент руководителей учреждений образования Витебского района, с кем за годы службы в райотделе внутренних дел довелось сотрудничать.

— Александр Николаевич Шмавгонец, Александр Михайлович Гарченок, Людмила Александровна Артеменко и другие. Они всегда были на стороне детей, даже самых отъявленных хулиганов. Вместе пробовали отыскать какое-то решение проблемы. И находили его. Они каждый раз повторяли, что личный пример учителя, родителя был и остается главным методом воспитания детей, — заключает Татьяна Владимировна, которая чуть более десяти лет отработала в ИДН Витебского РОВД, из которых пять — возглавляла инспекцию.

Татьяна Дыдыч и сейчас старается быть «в теме». Встречаясь с бывшими коллегами, обязательно предается воспоминаниям, делится личными радостями. Сегодня майор милиции в отставке работает бабушкой. Двоих внуков вместе с зятем-военнослужащим воспитывает в спартанских условиях, но балует и разрешает им маленькие шалости. Татьяна Владимировна надеется, что в будущем ребята выберут профессию по зову сердца, как и она в свое время, а состояться в ней поможет, в том числе и надежный тыл в лице родных.

Татьяна КНЯЗЕВА

Фото автора