Первую свою награду за высокие надои Татьяна Заяц (на снимке) получила в 15 лет. Руководство колхоза в Хойник-ском районе отметило работу школьницы в летний период наручными часами. С тех пор почти ежегодно ее копилка профессиональных достижений пополнялась грамотами, благодарностями. 

Татьяна выросла в многодетной семье, которая рано лишилась своего кормильца. Тогда ей, младшей дочери, не было и двух лет. Детям довелось рано повзрослеть. «Как могли, помогали маме справляться с домашним хозяйством, подставляли плечо и на работе. Брат, уходя в армию, в семь лет посадил меня под корову. Правда, собственноручно добывать парное с пенкой научилась не сразу. Но когда стало получаться, радовалась», — вспоминает Татьяна Заяц.

Когда старшие дети разлетелись, младшая дочка осталась главной маминой помощницей. Начиная с восьмого класса, каждое лето Таня давала отпуск маме-доярке. Трудилась на совесть, что руководство колхоза не могло не заметить. Вместе с денежным вознаграждением уже после второго сезона работы Татьяне был вручен памятный подарок — наручные часы. «Это был ценный презент, но нельзя сказать, что мне завидовали сверстники. Скорее, я им, ведь все три летних месяца каникул мне было не до простых детских забав. Когда усталость валит с ног, не до танцулек», — говорит собеседница.

В Витебский район Татьяну Заяц привела беда. Ее молодая семья, в которой менее чем через  месяц после аварии на Чернобыльской АЭС родился второй ребенок, в страхе бежала от радиации. В июле 1986 года Татьяна и ее супруг Федор с годовалым первенцем Димкой и двухмесячной Маринкой переселились в «чистую зону». На Витебщину, в Ольгово, приехали к родне, где вскоре от колхоза им. Красной Армии им дали общежитие, а после — и дом усадебного типа на Садовой. Глава семейства устроился механизатором, а Татьяна растила детей, но приученная сызмальства к крестьянскому труду не хотела долго сидеть без работы.  Сначала нянчила ребятишек в местном детском саду. Когда младшей Катюше, появившейся на свет уже в Ольгово, исполнилось 9 месяцев, оставила детей на их бабушку, которую перевезла с Гомельщины, а сама устроилась на молочно-товарную ферму. Умаявшись на работе, она спешила домой, где ее заботы и ухода требовала большая семья и внушительное подсобное хозяйство. «Коровы, свиньи, утки, кролики, овцы, козы… Кого только не держали на подворье! Крутились, как могли, чтобы дети ни в чем не нуждались», — рассказывает Татьяна Николаевна.

30 лет отдала она работе в животноводческой отрасли. Без малого месяц как Татьяна Заяц на заслуженном отдыхе. «Хорошо на внуков (их у супругов Заяц шестеро, младшей нет и полгодика — прим. автора) богатые, а с ними не до скуки. Дети и они — наша гордость. Старшие радуют нас своими успехами в спорте, учебе, творчестве».

Татьяна Заяц никогда не искала легкого хлеба, не стремилась в город, не сетовала на судьбу. «Видимо, крепкая крестьянская жилка во мне есть. А судя по тому, что дочери выбрали работу в сельском хозяйстве (младшая Екатерина трудится в «Ольговском» главным зоотехником — прим. автора), дело это в генах сидит», — заключает собеседница, подчеркивая, что не каждому такой труд по силам. Добросовестное отношение Заяц к выполнению своих обязанностей с первых дней заметили в местном сельхозпредприятии. Не единожды делегировали ее для участия в конкурсах профессионального мастерства. Дважды она представляла хозяйство в соревнованиях среди молодых операторов машинного доения, одно из которых завершилось для нее победой.

Поинтересовались у Татьяны Николаевны: «Что должно быть у настоящей доярки? Сильные руки?». «Душа! Секретов успеха у меня никаких нет. Считаю, что человек должен работать с полной отдачей, подходить к делу со всей душой», — без долгих раздумий ответила она.

Татьяна  КНЯЗЕВА

Фото автора