Ровесница века из д. Праники Суражского сельсовета Марфа Илларионовна Кондратьева (на снимке) рассказала о виражах судьбы и поделилась секретами душевной гармонии и долголетия.

Кондратьева всегда рада гостям на своем подворье. Однако представителей профсоюза агропромышленного комплекса встречала с особым трепетом. С порога 100-летняя сельчанка предъявила им… свой профсоюзный билет, полученный много лет назад.

«Марфа Илларионовна, Вы тот человек, с которого нынешнему поколению следует брать пример, как трудиться на благо Родины, учиться силе духа, настойчивости в достижении цели», — обратились к юбилярше заместитель председателя обкома профсоюза работников АПК Татьяна Вырвич и районный профсоюзный лидер аграриев Татьяна Диканова, приехавшие поздравить ее с вековым юбилеем.

Рассказ о своей судьбе Марфа Кондратьева начинает с самой страшной жизненной трагедии: «Рано наша семья осталась без хозяина. Маме было тяжело поднимать одной нас, деток. С раннего возраста я и за конем ходила, и косила… Потом в мирную жизнь ворвалась война. И снова потери. Сестру Польку с моими племянниками на глазах расстреляли немцы…»

Говоря о военном лихолетье, она на минутку расплывается в улыбке. Вот поворот! Только после Марфа Илларионовна объясняет смену своего настроения. «Со своим Николаем дружила еще со школьной скамьи. Когда его призвали в действующую армию, поклялись друг другу быть верными. Помню, как дала ему обещание ждать, даже когда надежды нет. Моя любовь уберегла его от пули, и в 1945-ом мой Коленька вернулся живым и здоровым. Вскоре после Победы сыграли свадьбу». Только вот печалится ровесница века, что  супруг рано ушел из жизни.

Грусть быстро растворяется, когда на пороге появляются родные. Завидев их, Марфа Илларионовна дает понять: с такой шумной компанией не считает себя одинокой. Дети, внуки и правнуки так и крутятся возле нее, окружая заботой и вниманием. Выполняют все ее прихоти. А они в мелочах. Так, например, к приезду гостей из отраслевого профсоюза готовилась основательно. «Хоть и не модница, но пофорсить могла, — откровенничает Кондратьева. — Да и сейчас абы что не надену. Этот наряд — халатик и платочек — подобрала невестка. Хорошо ведь смотрится?!» «Даже отлично!» — оценивают гардероб 100-летней бабушки гости.

Марфа Илларионовна говорит о том, что не всегда хватало времени на то, чтобы «прибарахлиться»: «За работой и домашними делами порой свету белого не было видно. Трудились с трех утра до поздней ночи». Пару часов на отдых и снова в житейскую круговерть. Не привыкла спать допоздна и на заслуженном отдыхе. С первыми петухами зорьку встречает, вместе с ними — и новый день своей жизни. Правда, сейчас он не так насыщен событиями.

«Другое дело было раньше. Когда ни свет ни заря бежишь на дойку, где тебя уже ждут без малого двадцать коров, после — домой, чтобы еды наготовить, детей накормить да скотину домашнюю обиходить, а после снова на ферму. И так целыми днями. Но, знаете, раньше люди были другие, из другого теста что ли. Никто не жаловался на усталость. Личное подчинялось коллективному. Надо – значит, надо».

Марфа Илларионовна предается воспоминаниям. Рассказывает, как находила время в молодости еще и на «вечаринке» отметиться. «По деревне шагом, а за околицей — бегом, на ходу даже галоши теряла…» — с улыбкой листает страницы собственной жизни сельчанка.

Почти всю свою трудовую биографию Кондратьева писала в одном хозяйстве — колхозе «Красное Знамя». Сегодня его вспомнят разве что старожилы, которых мало осталось в здешних краях. Без малого два десятилетия Марфа Кондратьева отработала дояркой на животноводческом объекте в д. Праники. На заслуженный отдых уходила с должности учетчика. Слушая о техническом переоснащением агропромышленного комплекса, сельчанка даже не представляет себе того, что сегодня коров могут доить роботы. «Раньше вручную, три раза на день. Тяжелые ведра с молоком руки резали. Однако мы даже не думали кидать свое дело. Старались ни струйки не упустить мимо емкости. Летом в жару отбоя не было от оводов и слепней, — вспоминает прожитые трудодни Кондратьева, выводя из этого секрет своего долголетия. Главное — труд. Больше двигаться и никогда не лениться». Вот она вековая мудрость.

По мнению родных Марфы Илларионовны, ее долголетию также способствует безграничная любовь к близким, к каждому, кого она до сих пор встречает на своем пути. Жизнелюбием так и светится долгожительница. Пользуясь случаем, сельчанка усаживается между Татьянами — Вырвич и Дикановой — и загадывает желание. «Какое?» — любопытствуют гости. «Земное!» — дает понять хозяйка большого семейства, не желая раскрывать подробности, ведь тогда не сбудется.

На прощание желает всем, по ее мнению, самого дорогого и бесценного — мирного неба и крепкого здоровья. Благословляет по-матерински и машет вслед рукой.

Профсоюзные лидеры уехали, а долгожительница осталась сидеть на лавочке в тени берез, держа в натруженных руках Почетную грамоту и Благодарность за многолетнюю работу в сельском хозяйстве. Их она будет еще не раз перечитывать, как и рассматривать многочисленные подарки к своему юбилею. Среди них и новенький паспорт. «Еще ничаво!» — заключит она, открыв его последнюю страницу и любуясь на собственное фото. До 125-летнего возраста выдан новый документ, удостоверяющий личность. «Будем жить!» — даст себе очередную установку Марфа Кондратьева и с благодарностью зачислит очередной день в летопись своей жизни.

Татьяна АЛЕКСАНДРОВА